С принятием закона о телемедицине (1 января 2018 года) количество медицинских онлайн-сервисов в РФ стало расти в геометрической прогрессии, а объем инвестиций за последний год превысил 2 млрд рублей. Активные вложения телемедицинских операторов в формирование рынка в нашей стране дают свои плоды: рост количества пользователей телемедицинских услуг в нынешнем году по сравнению с 2017-м составил более 30%.
На сегодня телемедицина остается одним из наиболее растущих направлений медицинского бизнеса в мире, стабильно показывая порядка 19% роста в год. По данным исследования Global Telemedicine Market Outlook 2018-2022, проведенного RNCOS E-Services Private Limited, рынок телемедицины оценивается в $29,6 млрд в 2017 году, и с 2017 по 2022 год ожидается ежегодный прирост в 19%. Первая половина 2018 года уже демонстрирует значительный объем инвестиций в телемедицину: Doctor on Demand ($74 млн), American Well ($59 млн), Tyto Care ($25 млн), Simple Contacts ($16 млн).
Что может телемедицина?
Телемедицина в том или ином виде существует с середины прошлого века. В США врачи-неврологи уже в 1959 году использовали двустороннюю видеотрансляцию для консультаций формата «врач-врач». Теперь появились интересные проекты в области аналитики больших данных для медицины. Medtronic и IBM Watson запустили совместный продукт Sugar.IQ — цифровой помощник для больных диабетом. Мобильное приложение показывает, как образ жизни, принимаемая пища и инсулин влияют на уровень глюкозы в крови. Первые клинические исследования показали, что пользователи Sugar.IQ ежедневно удерживают глюкозу в допустимых рамках на 36 минут дольше.
В каких случаях телемедицина является реальным спасением для пациентов, которым, к сожалению, не всегда может помочь традиционная врачебная система? В первую очередь она незаменима для мониторинга хронических заболеваний, таких как диабет или заболевания сердечно-сосудистой системы. Например, Министерство здравоохранения Великобритании несколько лет назад провело самое масштабное в мире исследование в области телемедицины: в нем приняли участие более 6000 пациентов, из которых 3000 имели хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, диабет или бронхит. Предварительные результаты превзошли самые смелые ожидания: экстренная госпитализация снизилась на 20%, а смертность — на 45%.
Сегодня более 40% всего глобального рынка телемедицины занимает Северная Америка. Этому способствуют законодательная база страны, а также высокая стоимость медицинских услуг при непосредственном посещении врача. Несмотря на стремительное развитие телемедицины в нашей стране, по-прежнему существует большое количество ограничивающих факторов, главным из которых являются регуляторные ограничения отрасли. Вступивший в силу с 1 января 2018 года закон о телемедицине не позволяет ставить диагноз и назначать первичный курс лечения удаленно. Помимо этого, медицинские услуги нельзя оказывать анонимно, требуется обязательная аутентификация пациентов через ЕСИА (госуслуги).
В Германии, напротив, в мае этого года законодательные ограничения сняли, хотя и с оговоркой, что диагноз можно ставить только при наличии объективных данных для его постановки. Вероятно, опыту Германии последуют многие другие европейские страны, и мы увидим в них резкий рост телемедицины в ближайшие годы. Так это было, например, в Японии, которая стала вторым телемедицинским рынком в мире после снятия регуляторных ограничений в 2015 году.
Как работает телемедицина?
Онлайн-консультация проходит в одном из трех форматов: текстовый чат, аудио- или видеосвязь. Если у пациента есть результаты лабораторных или инструментальных исследований, выписки из медицинской карты и другие материалы, которые могут помочь врачу, он может их подгрузить до или во время телемедицинской консультации.
В целом самым популярным форматом телемедицины сегодня является медицинский консьерж-сервис, который отвечает на любые вопросы о здоровье, возникающие у пациента. Консультации, как правило, оказываются по телефону, что не требует больших инвестиций в технологии.
Достаточно высокий спрос существует и на разовые консультации врачей-специалистов. Особенно это важно для регионов, где качество и доступность медицинских услуг, как правило, гораздо ниже, чем в столице. Другой формат взаимодействия врача и пациента онлайн — сервис «второго мнения», когда пациент передает все свои медицинские записи и просит высококвалифицированного врача подтвердить диагноз и предложенное лечение. Особенно большим спросом пользуется «второе мнение» зарубежных врачей.
Что нужно телемедицине?
Сложности в телемедицине начинаются тогда, когда есть недостаток объективных медицинских данных. Если видимые симптомы заболевания зачастую можно наблюдать с помощью камеры мобильного телефона, то, например, стетоскоп, которым врач традиционно прослушивает легкие или сердце, пока невозможно заменить устройством, передающим информацию онлайн. В подобных ситуациях на помощь приходят специальные медицинские гаджеты.
Уже сейчас разработаны и используются беспроводные глюкометры и тонометры, которые подключаются к смартфону через Bluetooth и напоминают о необходимости взятия крови или измерения давления через приложение; фонендоскопы; мобильные ЭКГ; КТГ, при помощи которых информация о состоянии беременной женщины с фетального монитора передается лечащему врачу. Есть и различные устройства для проведения лабораторных анализов в домашних условиях. Например, с помощью тест-полосок можно будет в домашних условиях провести экспресс-тест глюкозы, скрытой крови, белка, лейкоцитов, кислотности, плотности, кетоновых тел, билирубина, уробилиногена, нитритов и аскорбиновой кислоты в моче.
Со временем использование подобных решений будет смещаться в сторону предиктивной медицины, позволяя людям выявлять заболевания на ранних стадиях. Уже в ближайшем будущем мы увидим большое количество проектов, связанных с комбинацией медицинских устройств для домашнего использования с искусственным интеллектом. Вообразите, к примеру, электронный фонендоскоп для прослушивания легких: экспресс-диагностику результатов прослушивания проводит мобильное приложение, а в случае выявления высокой вероятности отклонений от нормы к анализу подключается врач.
Похожие решения уже появляются на рынке, но требуют сертификации регулятора. Возможно, для того, чтобы эти методы из феномена биохакинга превратились в массовый тренд и стали серьезной нишей для развития медицинского бизнеса, требуется лишь небольшое изменение законодательства.