Гаджет с русской душой: «Ростех» продал китайцам долю в YotaPhone
YotaPhone был первым смартфоном, спроектированным в России, самостоятельным изобретением, главным конкурентным преимуществом которого было наличие двух экранов. Теперь его дальнейшим усовершенствованием займутся китайцы: госкорпорация «Ростех» продала свою долю в компании Yota Devices консорциуму из Поднебесной, включающему компанию China Baoli и инвестиционную группу Trinity World Management (TWM).
О продаже доли «Ростеха» китайцам стало известно еще в декабре 2017 года, теперь сделка окончательно закрыта. До этого момента «Ростеху» принадлежал пакет в 25,1%, примерно столько же уже принадлежало TWM. Теперь консорциум получит контрольный пакет с долей выше 50%.
Когда в 2010 году глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов показывал президенту Дмитрию Медведеву прототип российского смартфона, пользователи соцсетей дружно поиздевались над инновацией: всем казалось, что это устройство точно никогда не будет востребовано. Но репутация «экспериментального» российского устройства не помешала премьере YotaPhone попасть в топ новостей на Wall Street Journal в разделе «Бизнес». А спустя пять лет после выхода смартфон принес «Ростеху» денежные средства и ликвидные ценные бумаги на сумму более 3 млрд рублей.
В декабре 2013 года, когда состоялся полноценный релиз YotaPhone, предзаказы на смартфон составили около 10 000 штук, и их львиная доля пришлась на российский рынок. И это даже несмотря на серьезную конкуренцию: по той же цене в 19 900 рублей (была рекомендована ретейлерам) можно было купить более известные и «проверенные» Nexus 5, Samsung Galaxy S4 или LG G2. Пускай у них не было двух дисплеев, но у их производителей за плечами был большой опыт по созданию подобных устройств и разработке программного обеспечения.
Если первая версия была откровенно экспериментальной как по дизайну, так и по аппаратному исполнению, то YotaPhone 2 уже был выполнен в дизайне, сравнимом с флагманскими моделями конкурентов: достаточно тонкий, с зализанными углами. При этом сохранил второй дисплей. Как и в первой модели, он был выполнен не по ЖК-технологии, а на электронных чернилах. Хотя он был черно-белым и имел меньшее разрешение, чем основной экран, но больше подходил для чтения и не требовал энергии для воспроизведения статичной картинки.
Несмотря на инновационную «фишку», YotaPhone 2 продавался слабо: сказалась высокая цена, сравнимая с флагманами Samsung и Apple. Пользователи не были готовы столько платить за второй экран, который преимуществом сочли далеко не все пользователи. Чтобы выйти на окупаемость, российской компании надо было продать 300 000–400 000 устройств. Так как продажи были в разы меньше, пришлось искать инвестора. Из-за напряженных отношений между Россией и западными странами наиболее оптимальным вариантом оказались китайцы.
В 2016 году «Ростех» совместно с China Baoli (компания выкупила долю фонда Telconet) разработал и вывел на рынок третье поколение смартфонов с двумя экранами. Благодаря выходу на рынок Поднебесной, компании удалось обеспечить высокий спрос на устройство: объем предварительных заказов только в Китае в первый месяц начала продаж составил свыше 100 000 экземпляров. С такими цифрами по популярности не стыдно и сравниться с iPhone X, ради которого люди ночевали под дверями московского флагмана Apple в ноябре 2017 года.
Теперь контроль над Yota Devices у китайского консорциума, проектирование и создание его проводятся в Поднебесной. Россия снова не является производителем смартфонов.
Сумму, полученную за продажу доли в YotaPhone, не сравнить с капитализацией лидеров рынка — Apple или Samsung. Но эти компании и не продают контрольных пакетов Китаю (по крайней мере пока). Китайские производители могут заполонить смартфонами YotaPhone свой рынок с 1,4 млрд пользователей. Кто знает, может, в будущем этот гаджет станет круче самых совершенных «айфонов»?