К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Всему есть предел: за что Google получила рекордный штраф в $5 млрд

Фото Jae C. Hong / AP / TASS
Фото Jae C. Hong / AP / TASS
Как скажется на рынке признание Европейской комиссией монопольного положения Google на рынке Android-сервисов

Европейская комиссия по вопросам конкуренции оштрафовала Google на рекордные €4,34 млрд ($5 млрд) за нарушение антимонопольного законодательства и дала 90 дней на устранение «незаконных практик». Для сравнения: сумма штрафа равна ежегодному взносу Нидерландов в бюджет EC.

Комиссия заявила, что Google злоупотребляет своим положением на рынке Android для усиления доминирующего положения на рынке поисковых сервисов. В вину компании поставлена обязательная предустановка поиска Google и приложения Chrome как условия для лицензирования магазина приложений Play Store. Интернет-компания доплачивала крупным производителям и сотовым операторам при условии, что они на своих устройствах сделают Google единственным предустановленным поиском. Google также обвинен в предотвращении установки своих приложений на смартфонах с альтернативными версиями Android.

Если упростить: Google требовала предустановку поискового приложения и собственного браузера, из которого обычно и осуществляют поиск. В случае отказа отбирала у пользователей доступ к Google Play. Также компания связывала платежи крупным игрокам рынка с предустановкой Google Search в устройствах и напрямую мешала разработчикам устройств, введя правило: «Если вы выпускаете хотя бы одно Android-устройство без Google, то более вы не можете выпускать ни одно устройство с Google». Сама операционная версия Android выпускается в свободно доступных кодах, и каждый волен использовать ее на свое усмотрение.

 

«Решение по Google было самым трудным из всех текущих антимонопольных расследований комиссией», — сказал Андреас Шваб, немецкий законодатель в Европейском парламенте: «Сегодняшнее решение и штраф являются логическим следствием, поскольку это явное антиконкурентное поведение». В документе Европейской комиссии отмечается, что среди поисковых запросов, доля совершенных через сервис Google составляет более 90%.

Google смогла выстроить бизнес на основе баннеров и видеообъявлений во многом благодаря центральной роли в Android-устройствах. Согласно исследованию eMarketer, баннеры и видеообъявления Google занимают треть от всех объявлений на смартфонах в 2018 году. Это приносит компании около $40 млрд за пределами США.

 

Доля выручки Google с контекстной (встроенной) рекламы может значительно упасть, если будет убрана жесткая привязка Android-устройств к Google-приложениям. Часть средств уйдет конкурентам. Например, в апреле 2018 Google в России заключила мировое соглашение с ФАС, выплатив штраф 438 млн рублей. По условиям соглашения американская компания обязалась перестать препятствовать конкурентам, в частности «Яндексу», устанавливать свои приложения на первую страницу смартфонов, а также предоставлять пользователю выбор поисковой системы в явном виде. После этого «Яндекс» летом 2017 года договорился с производителями смартфонов о предустановке своей поисковой системы в альтернативные мобильные браузеры Samsung Internet, Xiaomi, UC Browser и другие, по сообщению «Ведомостей». В результате по итогам первого квартала 2018 года «Яндексу» удалось достичь доли поисковых запросов в 46%, на 8 процентных пунктов больше, чем годом ранее.

Предыдущий крупнейший штраф среди технологических корпораций также получила Google в 2017 году, опять-таки за нарушение антимонопольного законодательства. Его сумма составила $2,7 млрд. До этого самое большое наказание понесла Intel, по подсчетам The Verge, компания выплатила в 2009 году штраф в размере $1,9 млрд за использование доминирующего положения на рынке при конкуренции с производителем процессоров AMD.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+