К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Конец игры: как Google искусственный интеллект внедрял

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Крупнейший сбой в Google Play возник на фоне внедрения искусственного интеллекта в сервисе Google Play. Как он скажется на работе систем в будущем?

Google уже несколько лет последовательно внедряет технологии машинного обучения в свои сервисы. Настала очередь магазина приложений Google Play, где американская интернет-компания планирует продвигать более качественные игры и приложения, опираясь на внутренние метрики, такие как возврат пользователей, внутренние покупки, удаления приложений и так далее. Эту тенденцию пользователи ждут давно, но массовые сбои показывают, что разработчикам надо быть готовыми к непрогнозируемому поведению искусственного интеллекта (ИИ).

Что-то пошло не так

Начиная с 19 июня в магазине приложений Google Play по всему миру стали наблюдаться серьезные сбои в работе сервисов, таких как поиск приложений, нативные A/B-тесты, отображение статистики по загрузкам, а также рекомендательный блок Similar apps.

Последствием сбоев стали массовые жалобы разработчиков на большие потери в установка приложения новыми пользователями из магазина приложений — снизился так называемый органический трафик. У некоторых это цифра достигала 90% от дневного объема новых пользователей. Проблема коснулась не только российских компаний, но и зарубежных. Проблему обсуждают на многих форумах, например Reddit.

 

Например, сбой произошел в сервисе встроенного поиска приложений, наиболее значимого источника новых органических пользователей в магазине приложений, на который приходится более 50% всех установок приложений. Сервис перестал выдавать правильную поисковую выдачу, произошло зацикливание на первых 16-20 приложений, остальные 230+ приложений в каждом поисковом запросе исчезли из поиска и перестали получать пользователей.

Пример уменьшения показов у приложения Get over it PvP: Hammer hit:

 

При этом упала и конверсия (количество установок, деленное на количество показов приложения) в установку с 15,5% до 11,8% (очевидно, пошла нецелевая аудитория, а это показывает на сбой поиска и Similar apps).

Пример падения установок у приложения Hyperloop:

«Примерно 20 июня начался спад в установках, а 22-го они резко обвалились. Не отображаются данные по источникам трафика, по оценкам (последние за 1 июня)», — описал хронологию сбоя индивидуальный разработчик приложения Hyperloop Антон Слюсарь. Он также добавил, что лишился возможности проводить A/B тесты, предположив, что это произошло из-за  отсутствия данных по трафику. При этом конверсия проектов упала в 3 раза (либо статистика выдавала неверные данные). Со стороны разработчика никаких значительных изменений для таких событий не вносилось.

 

На данный момент серьезные сбои в работе Google Play устранены, по крайней мере поиск работает, как это было раньше. Тем, у кого продолжаются падения установок, стоит еще подождать, когда устаканятся все сервисы, особенно Similar apps, от которого зависит качество приходящего органического трафика, и начнет снова отображаться статистика.

К сожалению, представители Google на момент подготовки материала не предоставили информации о сбоях внутри Google Play, но при этом поделились результатами внедрения новых рекомендательных алгоритмов приложений, основанных на машинном обучении.

Светлые надежды

«Google внедряет технологии машинного обучения в Google Play для формирования наиболее точных персонализированных рекомендаций мобильных приложений, что уже привело к росту конверсии в установку мобильных приложений на 3,3%», — сообщил 6 июля руководитель исследовательского подразделения ИИ Google Чи Хуаи-хсин.

Основания на такой позитивный исход у качественных приложений есть. Как рассказал гендиректор и основатель KB Production (приложения «Фиксики» и «Маша и Медведь») Виталий Козлов, с 19 июня некоторые проекты его компании «буквально провалились по установкам, а некоторые, наоборот, выросли в несколько раз и продолжают расти».

В результате анализ основных показателей различных игр не выявил конкретных факторов, которые оказывают влияние на установки приложений в Google Play. Козлов предположил, что ИИ учитывает несколько факторов: «Вероятно, речь идет о сочетании некоего количества внутренних метрик проекта, которые «Гугл» видит через свои системы. Предположительно, рост наблюдается в более качественных приложениях, в которых есть ценность и глубина для пользователя, возможно, имеет вес монетизация через внутриигровые покупки».

 

Из этого он сделал вывод, что Google в новом алгоритме рекомендаций пытается решить проблему продвижения более качественных игр и приложений. Козлов считает, что в перспективе это хороший тренд для потребителя, который будет получать рекомендации более качественных игр и приложений. Из замечаний он отметил, что в детских приложениях основные показатели отличаются в худшую сторону по сравнению со взрослыми проектами из-за особенностей поведения детской аудитории. «Не совсем ясно, учитывается ли этот момент в новом алгоритме или нет», — высказал озабоченность нововведениями Козлов.

Итоги для разработчиков и пользователей

Новые, более сильные алгоритмы рекомендаций смогут решить три текущиех проблемы:

1. Более качественные приложения будут получать больше пользователей, что стимулирует их дальнейший рост и рост всей экосистемы мобильных приложений в целом.

2. Произойдет размытие уровня доходов между приложениями «гигантами» и остальными. Текущая статистика говорит, что 1% приложений зарабатывает 95% всего дохода. С новым алгоритмом рекомендаций, основанных на персональных потребностях пользователей, доля «гигантов» должна немного уменьшится.

 

3. Исчезнет серое продвижение, основанное на накрутках рейтинга и количества установок для удержания приложений в топах категорий и поиска. Для конечного пользователя и действительно качественных приложений это хорошо. Потребитель получит то приложение, которое будет закрывать потребность здесь и сейчас, разработчик получит наиболее качественную аудиторию для дальнейшей монетизации, а также не будет тратить бюджеты на продвижение серыми методами с целью удерживать позиции, пока менее качественные приложения за счет своих бюджетов и серого продвижения занимают места в топах. Бюджет будет направлен на более официальные и измеримые источники трафика.

Механизмы ранжирования Google улучшает регулярно. Возможно, при обучении  ИИ происходят столь бурные смены параметров, что не знаешь, куда унесет какую программу. Разработчикам стоит быть готовым к тому, что иногда их приложения резко теряют популярность. Не стоит сразу дергаться. Если это произошло резко и без видимых причин, возможно, стоит переждать очередные «учения» и дождаться, пока ИИ придет в себя.

Со стороны интернет-компании хотелось бы чуть больше открытости и информирования о таких процессах, чтобы понимать, что «буря» скоро закончится.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+