К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Бои за базу: «ВКонтакте» отстаивает монополию на данные пользователей

Фото Алексея Смышляева / Интерпресс / ТАСС
Фото Алексея Смышляева / Интерпресс / ТАСС
Спор «ВКонтакте» с технологическим стартапом ООО «Дабл» — это первое дело эры Big Data в России, в котором тесно переплетены вопросы интеллектуальной собственности, персональных данных, недобросовестной конкуренции и свободы интернета.

До суда по интеллектуальным правам дошел один из самых громких интернет-споров последних лет — спор ООО «В Контакте» с технологическим стартапом ООО «Дабл». Его рассмотрение назначено на 17 июля.

В чем суть спора?

Компания «Дабл» разработала программное обеспечение для поиска и проверки в открытых источниках в интернете информации о людях. Такое программное обеспечение успешно используется банками, например, для проверки предоставляемой заемщиком информации и оценки его кредитоспособности. Поиск осуществляется в том числе и по сайту «ВКонтакте» — по тем данным, которые пользователи сами сделали открытыми всему интернету, выбрав соответствующие настройки профиля.

То есть, поиск информации о человеке программное обеспечение «Дабл» осуществляет ровно по тем же страницам интернета, по которым данные о человеке ищут поисковики «Яндекс» и Google, с той только разницей, что «Дабл» ведет более интеллектуальный и специализированный на данных о людях поиск (отбрасывает нерелевантные выдачи, исключает объединение данных однофамильцев и пр.)

 

В данном деле речь не идет ни о полном копировании базы данных и реализации ее на дисках в стиле 90-х, ни о «перепродаже» данных, ни о сборе и продаже «досье» о людях. Дабл подчеркивает, что не формирует никаких собственных баз данных на основе данных «ВКонтакте», а устанавливает своим клиентам программное обеспечение, с помощью которого они сами могут производить поиск по открытым данным в интернете.

«ВКонтакте» через суд пытается запретить использование ПО «Дабл» для работы с открытой информацией социальной сети, ссылаясь на наличие у нее исключительных прав на базу данных пользователей. Суд первой инстанции встал на сторону «Дабл», апелляция поддержала позицию «ВКонтакте», теперь слово за судом по интеллектуальным правам.

 

А есть ли права, или «Где деньги, Зин?»

Один из ключевых вопросов спора — а может ли ВКонтакте вообще считать пользовательские данные объектом своих исключительных прав?

Исходя из действующего законодательства (ГК РФ и положенной в его основу европейской Директивы 96/9/EC «О правовой охране баз данных»), создатель базы данных может претендовать на исключительное (смежное) право на содержание базы данных, если докажет, что понес существенные затраты для ее создания.

При этом важно понимать, что исключительное право на содержание базы данных — это право особо рода (sui generis), которое имеет ограниченное действие и сугубо специальную цель — защиту понесенных изготовителем базы данных затрат. Смысл этого права в том, чтобы создатели «неоригинальных» (и, как следствие, не охраняемых авторским правом) баз данных, которые тем не менее приложили существенные усилия в процессе их создания, могли получить защиту своего «пота лица» («sweat of one’s brow») в виде смежного права изготовителя базы данных.

 

Это право, однако, строго ограничено: защиту могут получить не любые усилия создателя, а только те, которые были специально направлены на создание базы данных. Исходя из этого, база данных, которая стала побочным результатом (spin-off) основной деятельности лица, никакими исключительными правами не защищается.

Например, база абонентов, сформировавшаяся у телефонной компании в ходе оказания услуг связи — это побочный и неохраняемый продукт (поскольку компания несла затраты на основную свою деятельность, а не специально на формирование базы данных), а вот телефонный справочник, составители которого целенаправленно понесли финансовые и иные затраты на его создание, — скорее всего сможет претендовать на защиту.

Смысл этого ограничения в том, чтобы защищать только целевые инвестиции и не допустить монополизации данных компаниями, которые аккумулируют данные в процессе обычной деятельности, не прилагая никаких специальных усилий.

«ВКонтакте» считает себя обладателем исключительного (смежного) права на содержание базы данных пользователей, ссылаясь на то, что создание, развитие и поддержание функционирование социальной сети потребовало огромных инвестиций.

«Дабл» не оспаривает очевидного — существенных затрат «ВКонтакте» на крупнейшую в России социальную сеть, но указывает, что все инвестиции «ВКонтакте» были сделаны в развитие социальной сети как платформы для общения. База же пользовательских данных, исключительные права на которую отстаивает «ВКонтакте», — это обособленный программный продукт, его структура задана программистом «ВКонтакте», но наполнение данными происходит автоматически, когда пользователь регистрируется и заполняет или редактирует свой профиль на сайте социальной сети. По мнению «Дабл», база пользовательских данных в данном случае — это побочный продукт социальной сети, и пока «ВКонтакте» не докажет несения ею специальных затрат на формирование именно базы пользовательских данных, утверждение о наличии у «ВКонтакте» каких-либо исключительных прав на нее не будет обоснованным.

 

Чьи права?

Еще один интересный вопрос, который поднимает этот спор: могут ли персональные данные быть объектом прав кого-либо, кроме самих субъектов персональных данных?

С одной стороны, в нашей правовой системе персональные данные являются личным неимущественным неотчуждаемым благом. И распоряжаться ими может только сам субъект персональных данных.

С другой стороны, исключительное право изготовителя базы данных (и сопутствующее ему правомочие запрещать третьим лицам извлечение и использование материалов этой базы) возникает у изготовителя независимо от того, что составляет базу данных — стихи, рестораны авторской кухни или персональные данные.

Получается, что изготовитель базы данных, содержащей персональные данные, может, независимо от воли самого субъекта персональных данных, запрещать доступ к его данным третьим лицам? В случае с программным обеспечением «Дабл», пользователь «ВКонтакте« дважды дает согласие клиентам «Дабл» на доступ к его данным, открыто размещенным в сети «ВКонтакте»: когда сам устанавливает соответствующие настройки профиля и когда приходит в банк с заявлением на кредит и разрешает проверять информацию о себе в открытых источниках в интернете. Пытаясь добиться запрета использовать ПО «Дабл» в отношении открытых данных в социальной сети, «ВКонтакте», стало быть, действует вопреки воле пользователей? Или пользователи, зарегистрировавшись во «ВКонтакте», «дарят» свои данные социальной сети и лишаются права ими распоряжаться?

 

Такая очевидная коллизия между неотчуждаемостью персональных данных и исключительными правами изготовителя базы данных не представляется оправданной. Смежное право дает изготовителю возможность запрещать извлечение и использование только существенной ее части (использование несущественной части законом прямо разрешено). То есть, права изготовителя по общему правилу распространяются на базу данных как целостный объект, а не на отдельные персональные данные, находящиеся в базе. И в этом случае коллизии между природой персональных данных и исключительных прав возникать не должно.

Это означает, что, если «ВКонтакте» докажет наличие у нее исключительных прав на базу данных, она может препятствовать копированию и дальнейшему использованию не отдельных частей базы данных, а всей базы целиком или существенной ее части. Учитывая, что база данных преимущественно закрытая (открыто поисковикам только 10% базы), скопировать базу данных полностью или в существенном объеме может только сотрудник ВКонтакте.

По информации «Дабл», его ПО работает в среднем с 0,000001% данных социальной сети. Сомнительно, что такой объем данных может быть назван существенным.

Несущественные же извлечения из базы данных, прямо разрешенные законом, «ВКонтакте» может запретить, только если докажет, что такое несущественное извлечение противоречит нормальному использованию базы данных и необоснованным образом ущемляет законные интересы «ВКонтакте». Суду по интеллектуальным правам предстоит решить, справилась ли «ВКонтакте» с этой задачей.

 

Открытые данные против монополии

Спор «ВКонтакте» и «Дабл», безусловно, претендует на то, чтобы стать практикообразующим по вопросу законности деятельности поисковых программ, работающих с открытыми данными в интернете.

Помимо этого, дело затрагивает множество других важных вопросов. Например, может ли исключительное право быть основанием для ограничения свободы информации в интернете? А способом вытеснить с рынка конкурентов?

Последний вопрос становится еще более актуальным, учитывая появившуюся в СМИ информацию о том, что «ВКонтакте» сама теперь предлагает, в том числе банкам, IT-продукты, основанные на поиске и анализе данных о пользователях социальных сетей. Причем, если ПО «Дабл» анализирует только видимую все пользователям интернета часть базы данных — самую верхушку айсберга, «ВКонтакте» может монетизировать весь массив пользовательских данных (вряд ли получая какое-либо специальное согласие своих пользователей на это).

Учитывая, что холдинг Mail.ru Group, в состав которого входит «ВКонтакте», владеет также социальными сетями «Одноклассники» и «Мой Мир», признание исключительного права «ВКонтакте» на базу пользовательских данных грозит появлением в России супермонополиста, в руках которого будут сконцентрированы данные пользователей всех крупных социальных сетей в России.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+