Хотя представители профильного комитета Госдумы за день до голосования уверяли в кулуарах, что законопроекты все еще очень «сырые» и приняты не будут, видимо, им пришлось поторопиться, чтобы исполнить поручения Президента России от 1 июня 2018 года. Госдума практически единогласно одобрила в первом чтении «Закон о цифровых финансовых активах», «Закон о цифровых правах» и «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ». Невзирая на ожидания экспертов о существенной доработке ко второму и третьему чтению, можно утверждать, что принятие текущих версий законов не предусматривает возможности легального оборота криптовалюты, в том числе в процессе размещения токенов — ICO.
Ключевые законодательные новеллы устанавливают понятие смарт-контракта и наделяют криптовалюты и токены статусом «иного имущества», не признавая их платежным средством, а также обязывают майнеров платить налоги.
Однако индустрия не получила ответы на важнейшие для себя вопросы: могут ли российские юрлица и физлица покупать и продавать токены и криптовалюту в России и за рубежом. Выходит, что текущая версия законов не позволит создать на территории России полноценного регулирования криптоактивов, а значит и не создаст благоприятного для внешних инвестиций климата. Подобное регулирование вынудит держателей криптовалюты искать более лояльные юрисдикции, и мировую гонку за их средства Россия проиграет. Вместе с тем статус-кво на руку теневому финансовому сегменту, который может сделать криптовалюты ключевым механизмом вывода средств из-под налогообложения.
Вразрез с мировой терминологией
Законотворцы решили не прибегать к общеупотребимым в мире терминам «токен» и «криптовалюта» и разработали собственные правовые категории — «цифровые права» и «цифровые деньги», чем нарушили принцип правовой трансграничности рынка криптовалют. Зарубежные криптоинвесторы и владельцы активов не смогут, не вдаваясь в тонкости российского права, понять, о чем идет речь, а значит, скорее всего, и не будут пытаться это сделать, а попросту выберут другие правовые юрисдикции.
Если Россия претендует на «технологический прорыв» и на то, чтобы стать занять «самый высокий [технологический] уровень в мире», нужно привести законодательные термины в соответствие с мировой трактовкой. Самый простой способ сделать это — отразить их общепринятое «википедийное значение».
Вызывает большие вопросы и сам термин «цифровые права». При использовании термина «цифровые права» происходит смешение вида объектов гражданских прав и способа фиксации этого объекта. Объектом права не может быть цифровой код или обозначение. Лучше всего природе токена соответствует отнесение к имущественному праву, удостоверенному цифровым способом.
Криптовалюты опять загнали в тень
Законопроекты не пытались регламентировать оборот криптовалют или определить правовой статус точек «входа» и «выхода» из них — криптокошельков. За рамками законопроектов остались также сделки с токенами и криптовалютами, включая их взаимообмен, сделки с ними в иностранных юрисдикциях, а также условия перевода криптовалюты в иностранную или национальную валюту.
Авторы не отнесли к объектам гражданских прав «цифровые деньги», предлагая поправки в статью 128 ГК. Рынок криптовалют, как международный, так и российский, вполне сложился, но в законодательстве сложившиеся на нем отношения фактически отрицаются. Суды отказывают в защите прав требования, а правоохранители требуют запрещать информацию о криптовалютах. Вынесение криптовалют за рамки правового поля не обеспечивает прорыва в цифровой экономике.
Полагаю, что решением будет внесение «цифровых денег», то есть криптовалюты, в перечень объектов гражданских прав (статья 128 ГК РФ) наравне с токенами — «цифровыми правами». Иначе подвешенное положение криптовалют никак не помешает обналичивать и выводить деньги из российской экономики через биткоин и альткоины.
Новый способ вывода валюты пришел на смену «кипрской» и «молдавской» схеме увода капитала из-под налогообложения и уже сильно полюбился незаконным посредникам. Оборот таких операций торговцами из Китая только на трех московских рынках, по оценкам Центробанка или РАКИБ, уже составляет 600 млрд рублей в месяц. Российская казна недополучает около 25% от этой суммы в виде разных налогов и сборов.
В то же время индустрия предлагала простой путь легализации оборота криптовалют — позволять частным лицам и предпринимателям зафиксировать свои криптокошельки в налоговой службе в уведомительном порядке, подобно тому как сейчас предприниматели регистрируют свои расчетные счета. И уже попавшие под наблюдение налоговиков криптооперации можно облагать налогами, причем тоже в уведомительном порядке: честный агент самостоятельно декларирует транзакции и платит по ним налоги, а пойманный за руку мошенник будет осужден.
Такой подход, во-первых, приведет к повышению прозрачности, привлечет новых налоговых резидентов и выбьет стул из-под махинаторов, которые сейчас безнаказанно используют серый статус биткоина и других валют.
«Шкура неубитого майнера»
Новые законопроекты предусматривают налогообложение майнинга. Будут ли введены двухлетние налоговые каникулы, о которых заявлял Анатолий Аксаков, неясно. Но майнеров в новых законах уже предложили обложить налогами. И это, безусловно, вредно для привлечения новых владельцев криптовалют в нашу юрисдикцию.
Во-первых, доходы майнеров вследствие волатильности и падения курсов криптовалют в последнее полгода пребывают в состоянии, близком к нулевой прибыли или убыточности.
Во вторых, большую часть средств владельцы криптовалютных ферм так или иначе направляют на проекты, связанные с развитием программ или оборудования, увеличивающего эффективность добычи криптовалют, подстегивая тем самым рост IT-рынка.
Кроме того, майнеры выплачивают зарплаты, создают новые рабочие места, тратят средства в России и в целом подпитывают рост экономики. В силу молодости и скромных объемов рынка майнинга государство не сможет за счет этих сравнительно небольших налоговых поступлений залатать свои бюджетные бреши, зато оно вытолкнет майнеров в другую юрисдикцию и лишится будущего источника рабочих мест и налогов.