К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Запретный биткоин: почему Россия не разрешает майнинг криптовалют

Фото Gil Cohen Magen / Zuma / TASS
Фото Gil Cohen Magen / Zuma / TASS
Законопроект о криптовалютах в текущем виде скорее отпугнет мировых инвесторов и майнеров и подстегнет «серую» финансовую систему, чем поможет росту криптоиндустрии

Хотя представители профильного комитета Госдумы за день до голосования уверяли в кулуарах, что законопроекты все еще очень «сырые» и приняты не будут, видимо, им пришлось поторопиться, чтобы исполнить поручения Президента России от 1 июня 2018 года. Госдума практически единогласно одобрила в первом чтении «Закон о цифровых финансовых активах», «Закон о цифровых правах» и «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ». Невзирая на ожидания экспертов о существенной доработке ко второму и третьему чтению, можно утверждать, что принятие текущих версий законов не предусматривает возможности легального оборота криптовалюты, в том числе в процессе размещения токенов — ICO.

Ключевые законодательные новеллы устанавливают понятие смарт-контракта и наделяют криптовалюты и токены статусом «иного имущества», не признавая их платежным средством, а также обязывают майнеров платить налоги.

Однако индустрия не получила ответы на важнейшие для себя вопросы: могут ли российские юрлица и физлица покупать и продавать токены и криптовалюту в России и за рубежом. Выходит, что текущая версия законов не позволит создать на территории России полноценного регулирования криптоактивов, а значит и не создаст благоприятного для внешних инвестиций климата. Подобное регулирование вынудит держателей криптовалюты искать более лояльные юрисдикции, и мировую гонку за их средства Россия проиграет. Вместе с тем статус-кво на руку теневому финансовому сегменту, который может сделать криптовалюты ключевым механизмом вывода средств из-под налогообложения.

 

Вразрез с мировой терминологией

Законотворцы решили не прибегать к общеупотребимым в мире терминам «токен» и «криптовалюта» и разработали собственные правовые категории — «цифровые права» и «цифровые деньги», чем нарушили принцип правовой трансграничности рынка криптовалют. Зарубежные криптоинвесторы и владельцы активов не смогут, не вдаваясь в тонкости российского права, понять, о чем идет речь, а значит, скорее всего, и не будут пытаться это сделать, а попросту выберут другие правовые юрисдикции.

Если Россия претендует на «технологический прорыв» и на то, чтобы стать занять «самый высокий [технологический] уровень в мире», нужно привести законодательные термины в соответствие с мировой трактовкой. Самый простой способ сделать это — отразить их общепринятое «википедийное значение».

 

Вызывает большие вопросы и сам термин «цифровые права». При использовании термина «цифровые права» происходит смешение вида объектов гражданских прав и способа фиксации этого объекта. Объектом права не может быть цифровой код или обозначение. Лучше всего природе токена соответствует отнесение к имущественному праву, удостоверенному цифровым способом.

Криптовалюты опять загнали в тень

Законопроекты не пытались регламентировать оборот криптовалют или определить правовой статус точек «входа» и «выхода» из них — криптокошельков. За рамками законопроектов остались также сделки с токенами и криптовалютами, включая их взаимообмен, сделки с ними в иностранных юрисдикциях, а также условия перевода криптовалюты в иностранную или национальную валюту.

Авторы не отнесли к объектам гражданских прав «цифровые деньги», предлагая поправки в статью 128 ГК. Рынок криптовалют, как международный, так и российский, вполне сложился, но в законодательстве сложившиеся на нем отношения фактически отрицаются. Суды отказывают в защите прав требования, а правоохранители требуют запрещать информацию о криптовалютах. Вынесение криптовалют за рамки правового поля не обеспечивает прорыва в цифровой экономике.

 

Полагаю, что решением будет внесение «цифровых денег», то есть криптовалюты, в перечень объектов гражданских прав (статья 128 ГК РФ) наравне с токенами — «цифровыми правами». Иначе подвешенное положение криптовалют никак не помешает обналичивать и выводить деньги из российской экономики через биткоин и альткоины.

Новый способ вывода валюты пришел на смену «кипрской» и «молдавской» схеме увода капитала из-под налогообложения и уже сильно полюбился незаконным посредникам. Оборот таких операций торговцами из Китая только на трех московских рынках, по оценкам Центробанка или РАКИБ, уже составляет 600 млрд рублей в месяц. Российская казна недополучает около 25% от этой суммы в виде разных налогов и сборов.

В то же время индустрия предлагала простой путь легализации оборота криптовалют — позволять частным лицам и предпринимателям зафиксировать свои криптокошельки в налоговой службе в уведомительном порядке, подобно тому как сейчас предприниматели регистрируют свои расчетные счета. И уже попавшие под наблюдение налоговиков криптооперации можно облагать налогами, причем тоже в уведомительном порядке: честный агент самостоятельно декларирует транзакции и платит по ним налоги, а пойманный за руку мошенник будет осужден.

Такой подход, во-первых, приведет к повышению прозрачности, привлечет новых налоговых резидентов и выбьет стул из-под махинаторов, которые сейчас безнаказанно используют серый статус биткоина и других валют.

«Шкура неубитого майнера»

Новые законопроекты предусматривают налогообложение майнинга. Будут ли введены двухлетние налоговые каникулы, о которых заявлял Анатолий Аксаков, неясно. Но майнеров в новых законах уже предложили обложить налогами. И это, безусловно, вредно для привлечения новых владельцев криптовалют в нашу юрисдикцию.

 

Во-первых, доходы майнеров  вследствие волатильности и падения курсов криптовалют в последнее полгода пребывают в состоянии, близком к нулевой прибыли или убыточности.

Во вторых, большую часть средств владельцы криптовалютных ферм так или иначе направляют на проекты, связанные с развитием программ или оборудования, увеличивающего эффективность добычи криптовалют, подстегивая тем самым рост IT-рынка.

Кроме того, майнеры выплачивают зарплаты, создают новые рабочие места, тратят средства в России и в целом подпитывают рост экономики. В силу молодости и скромных объемов рынка майнинга государство не сможет за счет этих сравнительно небольших налоговых поступлений залатать свои бюджетные бреши, зато оно вытолкнет майнеров в другую юрисдикцию и лишится будущего источника рабочих мест и налогов.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+