NASA запустило к Марсу аппарат InSight — первый робот, способный проводить буровые работы на Красной планете. Новый глава агентства Джеймс Брайденстайн охарактеризовал новую миссию как экстраординарную, но так ли уникален аппарат на фоне успешных роверов Opportunity и Curiosity, а также орбитальных зондов?
Знаковые предшественники
Первые попытки добраться на Красную планету начались еще в самом начале 1960 года, еще до запуска в космос Юрий Гагарина. Долгий путь к Марсу начался 10 октября 1960 года с запуска с Байконура советской автоматической межпланетной станции «Марс». Запуск закончился неудачей из-за аварии ракеты-носителя — аппарат не смог выйти даже на орбиту Земли. Последующие четыре попытки СССР также обернулись провалом.
Неудачи сопутствовали и американцам: первый аппарат NASA, готовый устремиться к Марсу, Mariner‑3 был выведен на нерасчетную траекторию и не смог добраться до цели.
Удачными были аппараты Mariner-4, Mariner-6 и Mariner-7 — в период с 1965 по 1969 год они приблизились к Марсу на дистанцию в несколько тысяч километров, передав на Землю информацию о температуре на поверхности четвертой планеты, сведения о ее атмосфере, а также первые фотографии Марса с максимально близкой на тот момент точки.
Дальнейшие неудачные попытки СССР и США выиграть гонку за право первым посадить аппарат на планету завершились неоднозначно: 27 ноября 1971 года советский аппарат «Марс-2», успешно добравшись до пункта назначения, не смог выполнить мягкую посадку и разбился о поверхность планеты. Это был первый искусственный объект с Земли, оказавшийся на поверхности Красной планеты, вскоре за ним 2 декабря 1971-го также советский «Марс-3» успешно приземлился на поверхность Марса, смог впервые передать видеосигнал и произвести измерения температуры и параметров атмосферы планеты. Увы, передача прервалась вскоре после приземления. Но с этого момента начался отсчет эпохи исследования Марса аппаратами, находящимися непосредственно на его поверхности: в 1976 году NASA также посадило на Марс аппараты «Викинг-1» и «Викинг-2» — аппараты изучили состав марсианского грунта.
Новый этап в изучении Марса наступил в 1996 году, когда американский аппарат Mars Pathfinder успешно приступил к работе на Красной планете. Аппарат был оборудован приборами для измерения скорости ветра и магнитного поля, и, помимо всего прочего, выпустил на поверхность планеты первый мини-марсоход — Sojourner. С тех пор на поверхность Марса высаживались преимущественно роверы — в частности, самоходные аппараты Spirit и Opportunity, начавшие свою работу на планете в 2004 году. NASA затратило на них суммарно около $800 млн, зато они были оснащены рекордным на тот момент комплектом приборов, в частности, панорамными камерами и спектрометрами для изучения марсианского грунта. Одной из целей стало изучение марсианского грунта, чтобы определить наличие в нем воды. Дело в том, что жидкая вода — один из обязательных компонентов для существования известных нам белковых форм жизни.
В 2012 году на Марсе приступил к работе аппарат Curiosity, на разработку, доставку и поддержание которого NASA потратило $2,5 млрд. Это один из самых амбициозных проектов американского агентства — задачей самого большого марсохода является поиск ответа на вопрос о возможной жизни на Марсе и, следовательно, изучения всех необходимых для этого условий. Аппарат способен самостоятельно брать образцы почвы и проводить их анализ. Кроме того, ровер может просверлить небольшое отверстие в породе, чтобы изучить ее состав и происхождение.
Докапываясь до истины
Новый исследовательский аппарат InSight, вопреки своего рода моде, не является ровером: у робота нет колес, и он не будет бороздить марсианские просторы, но аппарату есть, что предложить ученым на Земле. Робот выделяется возможностью в буквальном смысле углубиться в изучение Красной планеты на шесть метров с помощью бура. Ключевая задача миссии — изучение самой планеты, благодаря чему ученые смогут понять процесс формирования планет земного типа.
Именно этим и займется аппарат: InSight измерит сейсмическую активность Марса и состав недр планеты, температуру почвы, проведет ее химический анализ. Также результаты исследований позволят ученым сделать выводы относительно ядра и мантии Красной планеты. Возможно, что закономерности формирования планеты можно будет распространить и на другие планеты земной группы (к которым относится Марс) и мы больше узнаем про внутреннее строение нашей Земли.
Также миссия InSight станет первой, в ходе которой на орбиту Марса будут выведены два кубсата (искусственные сверхмалые спутники): «Валли» и «Ева». В рамках эксперимента NASA попробует использовать аппараты, названные в честь героев популярного мультфильма, для передачи данных с InSight на Землю в момент его спуска на Марс.
Марс управляет земной политикой
Администрация президента США не раз обещала всестороннюю поддержку проектам агентства, а сам Трамп подписал Директиву о космической политике, которая определяет новые масштабные задачи NASA: в частности, миссии к Луне, Марсу. Но при этом он выбрал на пост руководителя агентства очень противоречивую фигуру. Новый глава NASA Джеймс Брайденстайн подчеркнул, что запуск InSight — «большой день», добавив, что США «возвращаются на Марс», а сама миссия предлагает ученым множество возможностей, которые они смогут опробовать впервые. При этом Брайденстайн умолчал, насколько ему лично необходим успех миссии к Марсу, чтобы доказать свою способность управлять агентством. Его первый шагом после прихода к руководству в прошлом месяце стало закрытие программы запуска лунного ровера в 2020 году. Поэтому, если Брайденстайн не сможет реализовать задачи по изучению Марса, встать на его защиту будет просто некому, и организация может снова оказаться в положении, когда ею руководит исполняющий обязанности директора.
А формальный глава организации нужен как никогда: NASA активно разрабатывает новую ракету-носитель SLS и корабль Orion — будущие флагманы агентства в деле покорения Солнечной системы, готовится к выводу в космос многострадального телескопа имени Джеймса Уэбба и, между прочим, нового марсохода Mars 2020. Аппарат будет оборудован приборами для изучения геологии, атмосферы, условий климата Марса, а также колесами. Последнее вызывает опасения — у Брайденстайна сложные отношения с роверами.