Периодически появляются статьи о том, как скоро роботы заменят людей и оставят их без работы. На фоне этого все чаще публикуются материалы, авторы которых перечисляют профессии, которые «не вымрут», и зовут на курсы составления «правильного резюме». Действительно ли технологии смогли настолько изменить доступность работы для людей?
Ничего нового уже полтора века
Полагаю, что на деле роботизация — просто очередной виток технологической революции. Это исторический процесс, у которого нет начала или конца.
Самый большой страх роботы вызывают у граждан экономически развитых стран: высокий технологический уровень позволяет им максимально автоматизировать производство. Но глобальная статистика показывает, что пока замещения людей не происходит. В противном случае уровень безработицы должен был бы расти, но все ровно наоборот. По данным Международной организации труда, уровень безработицы в экономически развитых странах опустится в 2018 году до небывалых 5,5% впервые с 2007 года (при этом в отчете отмечается, что общий уровень безработицы в мире остается относительно высоким).
Статистика сайта ilo.org
В начале XIX века машинист и малочисленная поездная бригада заменили сотни кучеров, работавших в междугородном дилижансе. На первый взгляд — трагедия для кучеров. Но занятость населения в транспортной сфере в те времена была лишь 2%, а на данный момент она выросла до 5%. Так происходит всегда, когда отрасль становится эффективнее, начинает быстрее и качественнее выполнять свое основное предназначение. Повышение качества услуг всегда формирует более высокий спрос, и это в конечном счете лишь увеличивает занятость в этой сфере, а не уменьшает ее.
Роботизацией пугают, как чем-то новым и опасным. Но она началась в 70-х годах прошлого века (если не раньше): первый микропроцессор, первый персональный компьютер, первая сотовая телефонная сеть. Расскажи вы тогда кассиру в банке, что можно подойти к коробке, вставить в нее пластиковую карту и получить наличные деньги, он, скорее всего, тоже подумал бы, что его работе угрожает робот. Но на деле кардинальная перемена произошла с самим кассиром: теперь он занимается сервисом, а вся механическая работа перешла машинам. Возросло ли от этого качество услуг? Безусловно.
Банкомат — это автоматизация механической работы, а вот нейросети — это уже некая интеллектуальная система. Допустим, нейросети, например, смогут полностью автономно составлять акты и платежные документы, на каком-то уровне контролировать финансовые потоки внутри компании. Тогда, по сути, профессия бухгалтера вымрет. Возможно, полностью, а возможно, останется специализация некого ревизора, который будет контролировать роботов.
Но когда одни рабочие места исчезают, на их месте появляются новые. Перетекание занятости из одной сферы в другую за последние 50 лет стало быстрее. И все, что, по сути, сделают нейросети — лишь ускорят этот процесс. Профессия бухгалтера может исчезнуть, но сотрудники клиентской поддержки для условной автоматизированной бухгалтерии с опытом ведения корпоративных финансов будут востребованы еще как минимум 10-15 лет, а затем для них появится какая-то другая работа.
Смена профессии
Роботизация не влечет повышения уровня безработицы. Работа для людей не исчезает, просто она перетекает в сферы, где от человека зависит принятие решений.
Это основной тренд 2018 года. Занятость будет перераспределяться между секторами производства. В частности, сохраняется тенденция перераспределения занятости в сельском хозяйстве в пользу рабочих мест в сфере услуг. Количество мест на производстве медленно падает: человек все меньше нужен там, где требуется механический труд, он либо обучает автоматику, либо контролирует ее.
Робот не заменит человека там, где необходимо выстраивать систему и принимать взвешенные управленческие решения. Процесс построения систем полностью интеллектуален — компьютер не может создать себе подобного. Банкомат может выдать вам денег, но не он решает, сколько: скоринг по социальным сетям и предыдущим тратам проводит искусственный интеллект, но финальное оценочное управленческое решение остается за банковским аналитиком.
Именно поэтому машины никогда полностью не захватят сферу HR, а уж тем более сектор продаж. Всегда остается набор критериев, которые пока не загружены в машину. Большие данные — это система, построенная и собранная человеком, которая ищет взаимосвязи в данных, чтобы человеку было легче дальше ею управлять.
Какая работа точно будет
Происходящее с миром — это просто ускорение транзакций. 200 лет назад письмо по почте шло три недели, а сейчас в мессенджерах можно обменяться информацией за две минуты.
Если нас не ждет массовая безработица, то откуда информационный шум? Вспомните социальные сети: с большей вероятностью будет расшарена статья об изменившемся мире и новой реальности, чем о том, что по сути вокруг нас ничего не изменилось.
Пока мир меняется закономерно. Занятость перетекает из одной сферы в другую, и даже в этих условиях всегда найдется место обычной, не высокоинтеллектуальной работе.
Бизнесы, которые занимаются разработкой беспилотных систем управления, создали сотни тысяч рабочих мест в Индии. Это огромные дата-центры, где сотрудники каждый день помогают обучать системы и получают за это 200$ в день. На монитор выводят изображение с камер тестовых автомобилей, которое сотрудник должен назвать: пожарный гидрант, ребенок, дерево: фактически эти люди принимают решения, занимаются построением автоматизированной системы. Хотя это и не самый интеллектуальный труд.
Даже в век, когда происходят, как нам кажется, турбулентные изменения, безработица не поглотит человечество. Мир действительно развивается, автоматизация приходит на производства. Но человек останется, чтобы обучать или контролировать машину. Действия автоматики, роботов и всевозможных интеллектуальных систем всегда будут нуждаться в нашем одобрении.