В начале апреля появился очередной космический проект. Компания Orion Span объявила о планах по выводу на орбиту «первого космического отеля класса люкс». В жилом модуле объемом 160 м3 смогут разместиться шесть человек, а вывод аппарата на орбиту планируется осуществить уже в 2022 году. Более или менее проработанных проектов для путешествий за пределы Земли уже с десяток, но когда и почем можно будет купить заветный билетик?
По задумке Orion Span, аренда койки на орбитальной станции в течение 12 дней обойдется туристу в $9,5 млн. Но, судя по всему, ценник на оказание услуг космической прогулки придется снижать, ведь о монополии на рынке космического туризма никто и слышать не хочет, а проекты конкурентов могут похвастаться как разумным подходом к тратам, так и предложить более острые ощущения и дальние путешествия.
Средства передвижения
МКС — дорогая и не очень подходящая для космического туризма площадка. Первый в мире космический турист Дэнис Тито заплатил $20 млн за право побывать на станции в 2001 году, но это не повлекло за собой толп людей, готовых отдать схожие суммы за шанс воочию увидеть Землю.
Тем не менее идею о том, что отсутствие турпотока на МКС еще ни о чем не говорит, разделяют не только Orion Span — среди конкурентов компании есть все основные «космические бизнесмены» и их компании современности: Ричард Брэнсон и его Virgin Galactic, Blue Origin Джеффа Безоса и SpaceX Илона Маска. Все они имеют свое собственное представление о космическом туризме и также готовятся предложить своим клиентам новые ощущения.
Локомотивом программы Vigrin Galactic выступает суборбитальный корабль VSS Unity, последние испытания которого успешно прошли 5 апреля этого года. В время испытаний аппарат в ходе 30-секундного включения двигателя набрал скорость 2300 км/ч и достиг высоты 25,7 км.
VSS Unity поднимается в небо при помощи самолета, а затем отсоединяется от него, совершая самостоятельный полет, предлагая, согласно словам на сайте компании, «каждому стать астронавтом и получить опыт пребывания в космосе». В ходе полета корабль достигает линии Картмана, условной границы космоса, которая проходит на высоте 100 км, а пребывать в невесомости шесть пассажиров корабля смогут несколько минут.
Да, это сложно назвать полноценным погружением в рутину космонавта. И даже на сколько-нибудь продолжительный опыт не тянет. Но именно этот вариант может быть максимально выгоден коммерчески: не требует много времени на подготовку, и вместе с самим полетом все мероприятие займет всего три-четыре дня. Кроме того, Брэнсон предлагает относительно демократичный ценник в «всего» $250 000, о решимости отдать которые за «космический опыт» заявили уже около 700 человек. Компания может начать полноценно работать уже в этом году, правда, ранее неоднократно переносила время первого путешествия.
Проект Брэнсона также очень похож на идею основателя Amazon Джеффа Безоса и его компании Blue Origin.
В отличие от Unity в Blue Origin предлагают использование отдельного модуля, который выводится на высоту тех же 100 км ракетой New Shepard и обеспечивает кратковременный «космический» опыт, модуль приземляется на парашютах. Первый коммерческий запуск может состояться уже в 2019 году. Видя конкуренцию со стороны Vigrin Galactic, Безос уже сейчас рассказал, в чем преимущество его подхода: «У нас самые большие окна!!»
Если в Vigrin Galactic или Blue Origin видят ключ к успеху в суборбитальных полетах, то глава SpaceX Илон Маск, известный своими масштабными идеями, готов предложить своим клиентам нечто намного большее, чем просто несколько минут в космосе, как в случае с компанией Брэнсона, и даже больше, чем упомянутый космический отель.
По планам SpaceX, ее корабль Dragon Crew станет не только одним из вариантов доставки космонавтов на орбиту, но и сможет обеспечивать частные полеты. Как сообщал сам Маск, компания планирует полет вокруг Луны. На борту корабля будут два туриста. Их имена не сообщались, но уже известно, что оба заплатили депозит.
Dragon Crew будет выводиться на лунную орбиту ракетой Falcon Heavy, которая 6 февраля этого года была успешно запущена по направлению к Марсу. Стоимость «поездки» до Луны и обратно составляет около $35 млн. Как ранее сообщал Forbes, первый полет Dragon Crew может состояться уже в 2019 году. В случае успеха его миссии полет к спутнику Земли не заставит себя долго ждать.
Кроме того, у компании есть планы в перспективе по доставке туристов к Марсу. Для этого сначала надо создать новую ракету BFR, строительство которой ведется сейчас. Маск надеется, что она позволит человечеству приступить к колонизации Красной планеты. К тому времени, рассчитывают в компании, стоимость полетов должна подойти к отметке в $200 000 на человека, чтобы обеспечить необходимое число колонизаторов.
Еще одним перспективным проектом является надувной модуль B330 компании Bigelow Aerospace. Если организации удастся доказать, что ее надувные модули столь же надежны, как металлические, то удастся изрядно сэкономить на их выводе в космос. Доставка на орбиту килограмма полезной нагрузки стоит $3000, а разница в массе идет на тонны. Соответственно производитель сможет за счет снижения себестоимости продать билеты дешевле или повысить свою маржу.
Идея компании привлекательна тем, что B330, по сути, представляет собой уникальный модуль, применение которому можно найти во многих сферах космической деятельности. Экспериментальный модуль компании Beam уже зарекомендовал себя на МКС, а в будущем у Bigelow Aerospace есть планы по выведению B330 на орбиту Луны и участии в миссии к Марсу.
Каждый из модулей рассчитан на автономное существование в нем человека, но возможность объединять два, три или более B330 открывает широкий простор для работы как с частными игроками, желающими создать свои орбитальные станции, так и с государственным сектором.
Кроме того, Bigelow Aerospace — одна из немногих компаний, которой на руку потенциальный уход США с МКС. Если NASA сменят «частники», им неминуемо потребуется жилой модуль, которым может стать именно B330. Американское космическое агентство, работая с «Роскосмосом» над идеей создания околунной станции, также может рассчитывать на B330 для расширения жизненного пространства космонавтов.
Все ли включено?
Космос — враждебная среда для любого из биологических видов, и большой риск пребывания в нем есть даже для тренированных космонавтов. Неподготовленные туристы, пусть даже оказавшиеся на орбите на несколько минут, как планируется в проекте Blue Origin и Virgin Galactic, в новой среде рискуют еще сильнее.
Например, для получения места в космическом отеле Orion Span будущим постояльцам придется пройти трехмесячный курс подготовки, часть из которого может быть проведена в режиме онлайн. Кроме того, для обеспечения безопасности на станции всегда буду находиться два профессиональных космонавта.
В случае с Virgin Galactic на борту также будут два пилота, которые смогут вмешаться в ход событий, если что-то «пойдет не так».
Наибольшие опасения вызывает SpaceX — полет к Луне и обратно двух, вероятнее всего малоподготовленных людей может обернуться катастрофой не только для них, но и для будущего всей компании. Даже если на первый раз «пронесет», то говорить о безопасности подобных полетов можно будет лишь с долей вероятности. Как показывает пример «Аполлона-13», на котором произошла авария и жизнь экипажа была под угрозой, экипаж иногда может рассчитывать только на себя. Но на «Аполлоне» были обученные астронавты, умеющие держать себя в руках, а как поведут себя туристы в критической ситуации — вопрос, ответа на который иногда лучше не знать.
Перспектива коммерческих полетов на орбиту и за ее пределы, связанные с этим риски, цена и сама перспектива увидеть звезды через тонкое стекло иллюминатора заставляет думать о вечном. Благо, об этом предприниматели тоже позаботились — компания Elysium Space в 2019 году планирует провести первые лунные похороны, доставив на поверхность спутника Земли прах усопших. Причем всего за $10 000. Но хочется надеяться, что комический туризм все-таки не станет поездкой в один конец.