Биткоин вышел из моды: почему россияне перестали искать криптовалюту в интернете
Пользователи поисковых систем Google и «Яндекс» стали реже запрашивать слово биткоин в браузерах: по данным Google Trends, с декабря доля запросов с упоминанием главной криптовалюты упала более чем на 80%, а в «Яндексе» количество запросов в месяц в абсолютном выражении снизилось почти вдвое — с 8,5 млн до 4,3 млн.
При этом, график роста количества запросов практически совпадает с графиком роста цен самого биткоина: например, 17 декабря, когда цена на биткоин побила рекорд в $20 000, и Google и «Яндекс» зафиксировали рекордное количество запросов, после чего популярность этого слова у пользователей стала падать.
В начале февраля биткоин установил антирекорд: тогда стоимость самой популярной криптовалюты опустилась ниже $6000. С начала марта цена установилась в районе $10 000-$11 000.
Однако, по мнению аналитиков, падение интереса к биткоину не связано с экономическим потенциалом криптовалют: «На мой взгляд, здесь дело не совсем в экономический актуальности, — говорит старший аналитик ИК «Фридом Финанс» Богдан Зварич. — Криптовалюты и до этого момента не были экономически актуальными и не станут таковыми еще продолжительное время. Это, по крайней мере пока, спекулятивная идея. Снижение интереса действительно связано с динамикой криптовалюты: пока это была «растущая история», то есть биткоин показывал новые максимумы, это было интересно — возможность заработать, узнать чью-то историю успеха и т.д. Но после провала интерес существенно угас».
Впрочем, основатель рейтингового агентства DigRate Станислав Шакиров считает, что серьезный экономический подъем у криптовалют еще впереди: «То, что мы видим сейчас — это тестирование новой технологии перед ее принятием обществом. Перед Новым годом случилось резкое надувание пузыря, когда очень много людей одновременно узнали про биткоин, увидели его рост и побежали его покупать, параллельно везде его обсуждая». И судя по тенденциям, добавляет он, текущий год станет годом «принятия криптовалют в легальное поле ключевыми странами».
С ним согласен и основатель блокчейн-платформы Mytime Эдуард Гуринович: «Будущее у криптовалюты точно есть, все больше стран последовательно признают биткойн платежным средством, —говорит он. — Я бы сказал, что сейчас тема постепенно входит в повседневную жизнь».
И Зварич, и Шакиров отмечают то, что в этом скачкообразном росте популярности и рекордных декабрьских цен виноваты СМИ, раскручивая истории криптовалют и создавая «хайп» вокруг них: «Регулярные новости о новых максимумах берегли умы людей. Сейчас же биткоин упал вдвое без каких-то возможностей для восстановления и выхода на новые максимумы. При этом, в случае возобновления роста, я не исключаю новой волны активизации интереса к криптовалютам», — говорит Зварич.
Согласно данным ежегодного проекта Google «Год в Поиске», «биткоин» стал одним из самых популярных запросов в России по итогам 2017 года. Также в рейтинг вошли такие слова как блокчейн, хайп и спиннер.