К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Разгон облаков: какие мифы мешают развитию облачных технологий в России

Фото Fabrizio Bensch  / Reuters
Фото Fabrizio Bensch / Reuters
Почему на Россию приходится менее 1% облачных сервисов и какие зарубежные практики могут перенять отечественные компании

Цифровая революция, которая привела к изменению бизнес-моделей даже в традиционных отраслях, стала возможна благодаря развитию вычислительных мощностей и облачных технологий. И российские компании это отлично понимают. По нашей статистике, последние три года спрос на облачные решения растет на 20-25% ежегодно.

Это коррелирует и с данными IDC: по их оценке, российский рынок публичных облаков в 2016 году вырос на 19,3% год к году и достиг $364 млн. Однако пока на Россию приходится менее  1% мировых продаж облачных сервисов. Почему?

Миф 1. Кругом враги

Сегодня облачные технологии позволяют компаниям через облако получать не только программное обеспечение (SaaS – software as a service), но и инфраструктуру (IaaS), и платформу (PaaS). Это кардинально меняет экономику компании с точки зрения ИТ — пользователь может получить как ПО, инфраструктуру или платформу из облака, не заморачиваясь установкой каких-либо мощностей.

 

Активное развитие облаков для бизнеса началось в 2013 году. Вскоре грянули санкции. Большинство вендоров, представляющие облачные решения, — глобальные компании, чаще всего с американской штаб-квартирой. Для многих российских компаний, особенно с госучастием, это является серьезным сдерживающим фактором для покупки их решений. Тем более после вступления в сентябре 2015 года в силу закона о необходимости размещения в России серверов, где хранятся персональные данные россиян.

Но нужно понимать, что подобное регулирование — не закручивание гаек, оно в русле мировой практики, в Евросоюзе тоже действуют законы, предусматривающие хранение данных на территории страны. Так что вендоры используют стандартный выход — обзаводятся инфраструктурой, строя в России собственные дата-центры или договариваясь об использовании российских серверов со своими партнерами. Например, по соглашению между Microsoft и МТС оператор с 2018 года начинает предоставлять клиентам гибридные облачные сервисы  Microsoft Azure Stack из своих ЦОДов.

 

Миф 2. Данные уязвимы

Многие клиенты опасаются по поводу безопасности данных при использовании решений от мировых вендоров. Тут нужно понять, что Oracle, IBM или Microsoft, конкурирующие на глобальном уровне с Amazon за  B2B-клиентов, тратят на обеспечение безопасности данных гораздо больше денег, чем может позволить себе любая крупнейшая компания в одной отдельно взятой стране. На территории России, например, еще недавно было всего два дата-центра, обеспечивающих уровень безопасности Tier 4, который способен сохранить данные даже при цунами, в то время как у одного лишь Oracle таких центров по миру около двадцати.

В конце концов, есть возможность создать под компанию частное облако. Концепция Oracle Сloud@Customer и гибридная система  Microsoft Azure Slack предполагают установку всех аппаратных средств в дата-центр клиента непосредственно (технологии все равно, где она развернута). Все «железо» — индивидуальной конфигурации и под те сервисы, которые данный клиент заказал. Машина подключена к интернету, все обновления ПО происходят в то же время, что и для сервисов в публичном облаке.

Миф 3. Не потрогал — не верю

Есть некая косность мышления в части получения услуг посредством облака. ИТ-система компании стабильно работает, пусть даже ценой «заплаточных» решений под новые потребности бизнеса. А переход на новую модель – шаг в неизвестность. AppStore многое поменял в сознании россиян, облачные решения вроде Dropbox, iCloud, почтовые клиенты на мобильных устройствах уже стали привычными. Но до персональных компьютеров в массе этот опыт еще не докатился. Даже пакет офисных программ многие до сих пор предпочитают покупать в коробке, хотя подписка кажется более выгодным решением — все обновления доступны в момент выхода и за них не надо дополнительно платить.

 

Возможность «пощупать» облачные сервисы есть — нужно попробовать сначала на небольшом участке, например, при запуске нового проекта. В конце концов, именно дешевизна эксперимента при использовании облачных технологий (не нужно закупать все лицензии на ПО, сервера и т.д.) позволяет компаниям быстрее тестировать те или иные бизнес-решения и менять бизнес. Облачные решения для теста новых идей и пилотов используют, например, в «М.Видео», по нашим наблюдениям, все клиенты, кто покупал облачные решения на пробу, по истечении срока действия услуги либо продлевают подписку, либо обращаются за дополнительными опциями. Достаточно посмотреть, сколько новых сервисов своим клиентам предоставляют теперь банки, которые раньше других начали использовать облака. «Сбербанк», «Альфа-банк», «Тинькофф банк» облачные технологии используют. Даже все госуслуги — уже в облаках.

Миф 4. Деньги на ветер

Многие клиенты не хотят переходить на облако, поскольку жалко тех денег, что были потрачены на создание прежней инфраструктуры. Стоит пересмотреть экономический эффект. Компания становится более гибкой – доступ к облачным сервисам у сотрудника есть не только с рабочего компьютера, не нужно приобретать ни серверы, ни системы хранения данных — достаточно просто получить подписку на сервис IaaS. Возникла потребность в больших мощностях — можно увеличить их одной кнопкой. В целом облака обеспечивают сокращение издержек на ИТ на 30-50%. К тому же, переменные расходы (непредсказуемые, непонятные экономически в долгосрочной перспективе) переходят в разряд постоянных (то есть легко прогнозируемых и легко закладываемых в бюджет),  что важно для экономики компании.

Миф 5. Волки, волки!

Крупные вендоры и дистрибуторы с 2013 года доказывали клиентам необходимость перехода на облака. Теперь даже правительство в этом вопросе по одну сторону баррикад с вендором. Облачные технологии широко используются в госуслугах. А правительственная программа «Цифровая экономика» стала драйвером роста рынка, как и быстрое развитие технологий предсказательной аналитики, больших данных и интернета вещей. Если не начать осваивать их сегодня, в ускоряющийся быстро поезд запрыгнуть будет сложнее.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+