Портрет клиента: операторы связи учатся зарабатывать на больших данных
12 февраля компания МТС сообщила о приобретении операторов продажи билетных сервисов Tiketland.ru и «Пономиналу». По сообщению МТС, покупка этих активов, в частности, открывает возможность для роста продаж билетов абонентам МТС за счет интеграции сервисов и экспертизы big data. Это не первая сделка по приобретению мобильными операторами интернет-компаний. Ранее «Мегафон» приобрел контрольный пакет акций Mail.Ru Group.
Персонализация интернет-компаний
О грядущем прорыве от развития big data говорят много. Но далеко не все компании научились получать от этого выгоды. Некоторые, например, интернет-гигант Amazon, научились успешно использовать big data для создания индивидуальных предложений под потребности конкретного клиента на основании его поведения.
На основании чего эти компании смогли принципиально усовершенствовать собственные услуги и снизить затраты на маркетинг и на ценообразование, сделав его гораздо более целевым и ненавязчивым. Что, в случае с Amazon, отразилось на росте его капитализации.
Тот же Amazon использует персонализированные системы рекомендаций, быстрый заказ в один клик, предиктивную систему поставок, позволяющую предсказать, что, когда и где захочет купить потребитель, и которая автоматически загружает локальные склады, увеличивая скорость доставки и снижая стоимость хранения и логистики. Компания также применяет адаптивное ценообразование, анализируемое системами относительно конкурентов, с учетом спроса на каждый товар и его маржинальность в режиме реального времени. Компании-партнеры Amazon, в свою очередь, могут получить доступ к аналитике продаж своих товаров для повышения возможностей cross-sell и up-sell.
Трудности операторов
А вот у мобильных операторов дела в этом направлении идут не так хорошо. И Россия здесь не исключение. Рынок сотовой связи насыщен. Операторы ищут новые источники роста. Одно из логичных направлений — работа с big data. Положение телеком-операторов уникально с точки зрения потенциальных источников данных и возможностей их использования. Обладая практически самыми обширными данными о поведении, интересах, паттернах потребления, финансовых возможностях и перемещениях абонентов, пока ни один из операторов не научился монетизировать эти данные. Это особенно грустно, учитывая, что операторы, подстегиваемые ожиданиями от big data и модой на нее, инвестируют большие средства в развитие команд и ИТ-систем.
В России положение операторов потенциально выгодно для использования технологии big data. В отличие от банков, которые тоже много знают про клиента, но которых сотни, данные мобильных операторов достаточно консолидированы в рамках всего четырех крупных игроков, которыми пользуется практически все население страны. Мобильный оператор МТС заявляет, что обслуживает более 80 млн клиентов, то есть больше половины населения России.
И задача МТС и других операторов — научиться монетизировать big data.
Применение больших данных
Как могут использоваться данные? Сами операторы используют их для снижения затрат на строительство и использование сети, для работы с собственной базой, повышения эффективности маркетинга и планирования развития услуг. Использование этих данных носит ограниченный характер и пока что не позволяет изменить тренды по динамике выручки и эффективности бизнеса.
Кто может стать покупателем больших данных? Помимо государственных некоммерческих структур, которые используют данные мобильных операторов для совершенствования процессов управления, планирования развития инфраструктуры и других задач, заказчиками решений big data могут быть коммерческие компании, особенно те, кто продает населению товары и услуги. С этой точки зрения оператор должен научиться сам создавать услуги big data для других компаний. Не менее важно и найти способ использования big data, собственно, в телекоме, чтобы аналогично передовым технологическим компаниям изменить статус-кво на телекоммуникационном рынке и совершить рывок на фоне конкурентов.
В этой связи покупка билетных сервисов, помимо собственно дополнительной выручки на растущем рынке и создания еще одной точки контакта группы компаний МТС с клиентом, может быть полигоном для коммерческого применения больших данных и для разработки и тестирования соответствующих услуг для себя и для коммерческого применения.
Перспективы и препятствия
Вслед за покупкой интернет-активов операторы со временем могут обратить внимание на компании, занимающиеся другой популярной и набирающей обороты технологией — блокчейн. В России таких компаний создается много, и некоторые из них также связаны с анализом больших данных, как, например, стартап OIN SPACE, использующий технологию блокчейн и big data для защиты товаров от подделок.
Пока же российские мобильные операторы осваивают технологию big data, некоторые зарубежные компании сталкиваются с неожиданными трудностями в их использовании. 13 февраля стало известно, что компания Bayer подала иск в суд на Федеральную антимонопольную службу России из-за отказа одобрить сделку с Monsanto. Как объяснил суть претензий к Bayer глава ФАС Игорь Артемьев, «мы требуем от них в обмен на согласие антимонопольного органа передачи значительной части технологий для нашего агропрома, потому что они имеют такой big data, что если их запустить в объединенном виде, у нас от сельского хозяйства мало что останется».