Как и большинство жителей пригородов, Дженис Монковски, преподаватель фортепиано из Дэнвилля (Калифорния), находящегося примерно в тридцати милях от Сан-Франциско, передвигается преимущественно на машине. Большую часть жизни она и не вспоминает об общественном транспорте.
Но недавно все изменилось, когда Монковски, которая, по собственному признанию, побаивается технологий, открыла для себя Moovit. Когда она отправляется в Сан-Франциско, чтобы увидеться с друзьями, или послушать симфонию вместе с мужем, приложение для смартфона позволяет ей спланировать поездки на автобусе и поезде с точностью до минуты. «Moovit говорит мне, куда идти и сколько времени понадобится, чтобы дождаться автобуса и попасть на станцию, — говорит Монковски. — Прошло уже, наверное, десять или пятнадцать лет с тех пор, как я ездила на автобусе с пересадками».
В обмен на бесплатный сервис Монковски позволяет Moovit отслеживать ее поездки. Во многом так же, как и навигационное приложение Waze, которое следит за пользователями в пути, чтобы определить оптимальные маршруты, Moovit объединяет информацию о местоположении Монковски с данными находящихся поблизости пользователей, чтобы предсказать наиболее экономичный способ добраться на общественном транспорте из одной точки в другую. «Пассажирам, которые едут с пересадками, приходится еще сложнее, чем водителям», — говорит Нир Эрез, 52-летний серийный предприниматель из Израиля, основавший Moovit в 2012 году. Многие пассажиры не знают, когда приедет автобус, не говоря уже о том, как он соотносится с другими видами транспорта, или когда может быть быстрее идти пешком или ехать на велосипеде, объясняет Эрез, находясь у себя дома в Тель-Авиве: «Информации обычно не хватает».
Так не хватает, что Moovit стал самым скачиваемым в мире приложением для планирования поездок. Всего за пять лет он набрал 100 млн пользователей — примерно столько же, сколько Waze, который Google приобрел за $1,1 млрд в 2013 году. Moovit доступен на 44 языках и в 78 странах, и пассажиры из 1500 городов от Лексингтона (Кентукки) до Лондона, Москвы и Ханоя доверяют ему, добираясь из дома на работу и обратно. В Лос-Анджелесе 40% пользователей выбирают испанскую версию. В 2016 году Moovit стал официальным транспортным приложением Летних Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро, обойдя, по сообщению компании, Apple и Google. Когда общественного транспорта недостаточно, чтобы пользователь попал в нужное место, Moovit может соединить его с программами по прокату велосипедов или сервисами вроде Uber.
Популярность Moovit помогла ему привлечь ряд крупных инвесторов. Компания, которая начала свою деятельность с $500 000 Эреза, привлекла почти $84 млн от инвесторов вроде Sequoia Capital, Sound Ventures Эштона Катчера и BMW i Ventures. Ее оценка , по данным PitchBook, достигла $450 млн. Инвесторов привлекает возможная монетизация потока информации о поездках, который поступает в реальном времени и ежедневно генерирует более 500 млн точек данных.
Сейчас Moovit должен доказать, что сможет превратить эти данные в деньги. Компания говорит, что только сейчас переходит к монетизации, и не раскрывает сведения о выручке, которая, по оценке Forbes, остается скромной. Но Эрез и его инвесторы утверждают, что будет нетрудно поднять продажи, и они уверены, что компания находится в правильном месте в правильное время. Повсюду города страдают от пробок и загрязнения. Отсюда и лихорадка вокруг «умных городов», довольно аморфной идеи, будто данные, собранные из всех возможных источников, а также искусственный интеллект и облачные технологии, помогут справиться с постоянно усложняющимися городскими системами. Moovit планирует усиливать интерес городов к данным о поездках. «Перемещения в городах — общемировая проблема», — говорит партнер Sequoia Джили Раанан и добавляет, что данные Moovit могли бы «разительно повысить качество жизни в наших городах».
Буэнос-Айрес и Мадрид уже согласились стать первыми клиентами разработанного Moovit сервиса Smart Transit Suite, информационного портала с точной и актуальной информацией о местонахождении автобусов и поездов с указанием времени ожидания, оптимальных маршрутов и многого другого. «У них есть очень подробные сведения о том, как люди передвигаются в городах», — говорит Андреас Май, исполнительный вице-президент Keolis, французской логистической компании, которая сотрудничает с транспортными сервисами по всему миру. Keolis инвестировала в Moovit и будет использовать его данные в пилотных программах в городах, которые Май не называет.
Концепция Moovit начала оформляться в 2011 году, когда Эрез ушел из стартапа, в котором был сооснователем, и готовился к марафону. Он планировал практически отойти от дел и лишь изредка инвестировать в стартапы на ранних стадиях и участвовать в соревнованиях по триатлону. Но во время долгих пробежек по Тель-Авиву его друг Ярон Эврон не переставал говорить о сайте, который он разработал для местного транспортного ведомства совместно с молодым ученым по имени Рой Брик.
Давний поклонник планирования маршрутов, Бик взял на себя задачу помочь местным пассажирам. В то время Тель-Авив совсем недавно изменил автобусную систему ради новой железнодорожной линии: маршруты и остановки были изменены, чтобы больше пассажиров могли пользоваться поездами. Общедоступной информации о новых пунктах назначения недоставало. Поэтому Бик обошел город, чтобы внести остановки в созданную им базу данных. Кроме того, он воспользовался информацией GPS об автобусных пересадках, чтобы превратить свою базу данных в сайт, где можно в реальном времени планировать маршрут.
Результаты работы Бика явно могли быть использованы далеко за пределами Тель-Авива. И Эрез, который подумывал инвестировать в Waze, тоже созданный в Израиле, понял, что данные о местонахождении, поступающие со смартфонов пользователей, могут стать основой для создания всеобъемлющих программ для планирования маршрутов повсюду. Эрез, Бик и Эврон основали Moovit на следующий год: Эрез стал CEO, а Бик операционным директором. Эврон так и не занял формальный пост. «Я взял перерыв на семь месяцев, а потом вернулся к работе в очередном стартапе», — говорит Эрез.
Сейчас, когда в Moovit работает уже сто сотрудников, и помимо штаб-квартиры в Тель-Авиве у него есть офисы в таких городах, как Сан-Франциско, Афины и Рио, Эрез и Бик убеждены, что у них есть миллион способов сделать города более удобными для жизни. Например, если какой-то маршрут станет намного более востребованным, Moovit предложит использовать больше автобусов на этом направлении. «Мы смотрим на потребности жителей и информацию о реальных перемещениях, а затем на инфраструктуру в целом, на все маршруты и расписания, чтобы понять, следует ли ее оптимизировать», — говорит 37-летний Бик. Города тратят миллионы долларов на сбор мнений жителей по поводу общественного транспорта, а Moovit может предоставить более точную и полную информацию с меньшими издержками, добавляет он.
И самое главное: эта информация формируется по одной точке данных за раз благодаря людям вроде Монковски. «Когда я отправляюсь в Сан-Франциско, я не хочу вести машину», — говорит она, имея в виду «ужасные» парковки и пробки в городе. Moovit предложил ей альтернативу: «Это очень просто».
Перевод Натальи Балабанцевой