Бесплатный iPhone. Почему операторы в России не раздают смартфоны в обмен на контракт
Чтобы приобрести дорогой смартфон, покупатели часто проходят несколько этапов: сначала обращаются в банк за кредитом, потом — к ритейлеру за телефоном и даже к оператору связи — за новой симкой нужного размера. На днях «Тинькофф Банк» запустил виртуального оператора мобильной связи «Тинькофф Мобайл». Кажется, что стало просто одним оператором больше, но банковские MVNO могут сократить количество обращений в различные инстанции. А также приблизить интересую для пользователя возможность — получение смартфона с большой скидкой из одних рук.
Зарубежная практика
В Европе и Америке массово распространена практика продажи смартфонов с контрактом на несколько лет. Можно купить даже iPhone со скидкой в 10-30%. Почему? В первую очередь это интересно абоненту. Во вторую — оператору сотовой связи, так как данным контрактом он гарантированно «привязывает» к себе абонента на 1-2 года.
В России такая практика до сих пор не получила распространения. У нас рынок смартфонов живет в основном за счет продажи в кредит. По данным Mobile Research Group, в 2017 году около 40% смартфонов покупали в кредит, годом ранее их доля составляла 26%. Как правило, в кредит приобретали дорогие смартфоны стоимостью свыше 30 000 рублей.
В российских салонах связи вроде бы всё создано для абонента — смартфон, сим-карту и кредит он может получить в одном месте. Но не из одних рук. Потому что в дальнейшем клиенту придется оплачивать кредит и мобильную связь в разных местах, а по поводу гарантийного обслуживания — обращаться в сервисный центр вендора оборудования. Не самый лучший клиентский опыт.
Почему не как в Штатах?
Первый камень преткновения — цена смартфонов. Например, новый iPhone X стоил в РФ на 40% дороже, чем в США, и мы сейчас не говорим о зарплатах. Второй — уровень цен на мобильную связь. В России он один из самых низких в мире. В-третьих, низкий уровень проникновения MVNO (виртуальных операторов мобильной связи) в структуру рынка сотовой связи России — 1,5%, по данным «ТМТ Консалтинг». Сбербанк, «Тинькофф», «Открытие», ВТБ практически одновременно объявили о планах по запуску проектов MVNO. На данный момент (декабрь 2017-го) мы видим только пилот Сбербанка в 12-ти отделениях в Санкт-Петербурге и «Тинькофф Банк», запустивший мобильного оператора в том же Питере и Москве 13-го декабря.
Факт первый: простая арифметика. Возможно, такая комбинация (банк = оператор связи) смогла бы предоставить абоненту «iPhone за контракт». Но давайте посчитаем экономику. Какая ежемесячная абонентская плата должна быть для 2-летнего контракта на мобильную связь с «бесплатным» смартфоном? Цена iPhone X и пары аксессуаров — под 100 000 руб. Маржа услуг мобильной связи — 40%. То есть оператор сможет в итоге заработать, если абонентская плата за мобильные услуги составит 10 000 рублей в месяц. Реальный кейс? Скорее нет. ARPU (средний чек с абонента) мобильной связи в России — 350 рублей в месяц. Ценник на «топовые» тарифы мобильной связи не превышает 2 000 рублей в месяц. «iPhone за рубль» уже не получается.
Посчитаем ту же экономику со скидкой 20% — чтобы абоненту было выгодно купить новый смартфон у оператора связи, а не у любого сетевого ритейлера. По той же математике получаем затраты в 2 000 рублей в месяц только на сотовую связь. Плюс кредит на смартфон. Выгодно? Вроде бы не очень. Зачем абоненту платить 2 000 рублей за сотовую связь, если он «привык» платить 300-500 рублей в месяц?
Что же в итоге делают операторы мобильной связи, чтобы привлечь покупателей к себе? Кэшбек за покупку или оплаченные месяцы связи. В любом случае абонент выкладывает полную стоимость смартфона, а бонусы получает потом.
Факт второй: статья 32. Что ещё, помимо экономики, мешает мобильным операторам в России продавать «смартфон за контракт»? Статья 32 Закона о защите прав потребителей. Она позволяет покупателю отказаться от исполнения договора в любой момент: «Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору». Фактически понесенные расходы еще необходимо доказать или же заключить с абонентом дополнительное соглашение об этом.
Фактор третий. LTV и MNP. У операторов высокий отток абонентов. И, как следствие — короткий срок жизни абонента (LTV) у одного оператора. В среднем абоненты «живут» шесть месяцев, активно пользуются процедурой MNP (перенос мобильного номера), вторыми-третьими сим-картами, то есть всячески показывают желание сменить своего оператора. И контракт на два года им вряд ли интересен.
Первые ласточки
Первые примеры смартфонов «за рубль» уже есть. Обычно это бюджетные модели стоимостью до 10 000 рублей. Они поставляются с тарифом, в который включен определенный набор услуг на два года, после чего телефон переходит в собственность клиента. По нашему опыту, таким предложением пользуются десятки тысяч покупателей. Смартфонов в России продается в тысячу раз больше, но экономика положительная: высокий отклик на предложение при целевых рассылках, высокий ARPU, то есть доход с одного абонента (цена пакета услуг со смартфоном — от 700 до 950 рублей в месяц), а также долгий срок жизни абонента и как следствие — соответствие акции строгим финансовым критериям организаторов акций.
Итог
Мой ответ: iPhone X за рубль в России мы не увидим. Возможно, кто-то из банков, реализовав MVNO-проект, выйдет с таким предложением для не очень дорогих смартфонов. У финансового учреждения просто больше услуг, на которых они могут получить маржу и «отбить» цену гаджета.
Что это даст банку? Уникальное для банковского рынка предложение. Лояльность клиентов за счет единого канала коммуникации по всем вопросам (банковские и мобильные услуги). Готовое коробочное решение за счет привязанной банковской карты для NFC-оплат, установленного мобильного приложения банка. Возможность «завернуть» в один маркетинговый «фантик» смартфон за рубль, бесплатную мобильную связь, банковскую карту без платы за обслуживание, кэшбек на оплату услуг мобильной связи и так далее. И, конечно же, Big Data — знания о геолокации клиентов, их интересов в части посещения сайтов со смартфона и установленных мобильных приложениях, дополнительные инструменты скоринга и предложения банковских продуктов.