К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как Alibaba и Tencent меняют рынок платежных систем

Фото  Qilai Shen / Bloomberg via Getty Images
Фото Qilai Shen / Bloomberg via Getty Images
Две крупнейшие технологические компании Китая столкнулись в войне платежных систем. И цель не только в том, чтобы как можно больше китайских потребителей использовали их цифровые кошельки

За последние годы Alibaba и Tencent вывели свои приложения для платежей на международный уровень, объявив о многомиллиардных соглашениях с иностранными платежными системами и о приобретении долей в зарубежных финтех-стартапах. Конечная цель — убедить покупателей по всему миру, начиная с Азии и заканчивая США, использовать цифровые кошельки именно этих компаний для любых приобретений и подготовить рынок для более прибыльных предложений, таких как онлайн-займы, страхование и управление активами.

Такой сценарий уже стал реальностью в Китае. Alipay, разработанный Ant Financial, дочерней компанией гиганта электронной коммерции Alibaba, уже может похвастаться 520 млн пользователей. В это же время TenPay, приложение Tencent, насчитывает 400 млн. Оба сервиса быстро вытесняют наличные расчеты и банковские карты, скоро они станут наиболее популярным способом платежей в стране с самой высокой численностью населения.

Пользователи могут брать кредиты, покупать ценные бумаги и вкладываться в мириады продуктов для управления активами через эти два приложения. Совместно продукты этих китайских компаний контролируют более 90% локального рынка мобильных платежей, объем которого составляет $5,5 трлн, по оценкам пекинской консалтинговой компании IResearch.

 

Следуйте за туристами

Компании начали развиваться за рубежом, последовав за китайскими покупателями, искушенными в использовании цифровой среды, что и стало залогом их успеха на родине. Оба соперника решили вывести свои приложения на рынки Японии, Тайландп и Южной Кореи, «следуя за естественными потоками китайских туристов», говорит Пол Шульте, основатель консалтинговой компании Shulte Research, расположенной в Гонконге.

Розничные магазины подстраиваются под изменения, надеясь, что Alipay и TenPay помогут им привлечь китайских гостей. И их деньги. По данным Всемирной туристской организации, в прошлом году расходы китайских туристов за границей достигли $261 млрд.

 

Это сработало на Жу Ке, тридцатилетнего продакт-менеджера из пекинской ИТ-компании. Он потратил более 6000 юаней ($906) во время октябрьской поездки в Японии, использовав и Alipay, и Tenpay для приобретения косметики и рисового печенья.

«Мне не пришло бы в голову пользоваться этими приложениями в Японии», — говорит Жу в беседе с Forbes, — «Но когда я зашел в магазин, повсюду была реклама обоих приложений, и сотрудники помогли мне разобраться. Поэтому я сразу же начал ими пользоваться».

Сейчас более 200 000 розничных магазинов в тридцати различных странах и регионах принимают платежи через Alipay. TenPay, который только что объявил о сотрудничестве с компанией Adyen из Амстердама, доступен в 130 000 торговых точках тринадцати странах.

 

Привлечь местных потребителей

Создав шумиху, Alibaba и Tencent надеются, что местные потребители также проявят интерес. Они движутся к своей цели через приобретение долей в местных платежных системах. Благодаря сделкам на сотни миллионов долларов Ant Financial Services стала акционером Ascend Money в Таиланде, Paytm в Индии и Kakao Pay в Южной Корее.

Но по мнению аналитиков, у обеих компаний больше всего шансов преуспеть в Юго-Восточной Азии, где мобильные платежи смогут заполнить нишу, оставленную традиционными банковскими системами.

По данным Всемирного банка, лишь 30% взрослых, живущих в странах АСЕАН, имеют дебетовые карты, а 264 млн людей не пользуются услугами банков — иными словами, они хранят деньги под матрасом и занимают у черных кредиторов, которые устанавливают заоблачные ставки. В каких-то ситуациях они, подобно Китаю, могли бы использовать электронные кошельки, чтобы хранить сбережения и подавать заявления на кредиты.

Но в остальных странах Азии перспективы не такие радужные.

По словам аналитиков, в Гонконге, где и Tencent, и Alibaba недавно запустили свои платежные приложения, потребители не проявили большого интереса к цифровым кошелькам, по-прежнему предпочитая использовать банковские карты. А в Сингапуре местные банки и платежные системы даже переходят в контрнаступление. Например, в прошлом году сингапурская DBS запустила банк без офисов, работающий только через приложение. Цель запуска — укрепить свои позиции в развивающихся странах. Генеральный директор Пиюш Гупта публично назвал Alibaba и Tencent крупнейшими конкурентами, указав на то, как эти компании изменили рынок банковских услуг в Китае, потому что другие участники не смогли быстро отреагировать.

 

«Сингапурские банки действительно боятся Alibaba», — объясняет Жи Инг Нг, аналитик из исследовательской компании Forrester. — «Зная, насколько это сильная компания, они опасаются, что через некоторое время Alibaba перетянет их клиентов».

Реакция в США

В США ответная реакция оказалась наиболее острой. Из соображений безопасности данных в прошлом году регулятор так и не дал одобрения Ant Financial на приобретение платежной компании MoneyGram за $1,2 млрд. Правительственная комиссия под названием Комитет США по иностранным инвестициям (CFIUS), в которую входят представители различных ведомств, до сих пор решает, затрагивает ли эта сделка интересы национальной безопасности. Возможная причина — в потенциальном обладании MoneyGram «чувствительной» информации о клиентах и транзакциях.

В официальной заявлении представитель Ant Financial сообщил, что компания «категорически не согласна» с утверждением, будто MoneyGram обладает потенциально чувствительной информацией. Он сослался на открытое письмо генерального директора MoneyGram, в котором говорится, что «подавляющее большинство операций по переводу средств требуют указать лишь имя, адрес и дату рождения», а данные тщательно защищены. Китайский представитель добавил, что у компании нет комментариев по поводу анализа CFIUS, но она «намерена провести сделку». При этом дано обещание, что «данные, собранные в других странах и регионах останутся там же, где были собраны», а компания «не передаст информацию о пользователях третьим лицам, включая правительство, без предварительного согласия пользователей».

Tencent не ответила на многократные просьбы дать комментарии, где она хранит и обрабатывает данные пользователей.

 

Уоррен Хаяши, президент азиатско-тихоокеанского подразделения Adyen, партнера Tencent, сказал, что Adyen соблюдает стандарт безопасности PCI, которому следуют также кредитные системы Visa и Mastercard, и хранит данные о транзакциях через TenPay в дата-центрах в Амстердаме. У Tencent есть доступ к собственным данным, но не к остальной информации, хранящейся в системе, как утверждает Хаяши.

«Некоторые страны с осторожностью относятся к [Alibaba и Tencent], вероятно, из-за беспокойства по поводу данных клиентов», — говорит Нг из Forrester, — «И этот вопрос не решен».

Перевод Натальи Балабанцевой

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+