Вице-президент Google Никлас Лундблад сообщил, что компания не планирует применять меры к отдельным сайтам. Он пояснил, что председателя совета директоров Google Эрик Шмидт имел ввиду только общее улучшение алгоритмов поискового сервиса. Копию ответа Роскомнадзор разместил в своем аккаунте в Facebook.
Ранее, выступая на форуме по международной безопасности Halifax International Security Forum в Вашингтоне (проходил с 17 по 19 ноября) Эрик Шмидт заявил, что сейчас рассматривается технология понижения в ранжировании поисковой выдачи таких сайтов, как Russia Today и «Спутник», поскольку они якобы использовались для вмешательства в американские выборы. По его словам, компания не будет банить новостные сервисы, но подготовит специальный механизм, который понизит их в поисковой выдаче и уберет их из новостной вкладки. Как сообщало РИА Новости, на реплику среагировал вице-спикер Госдумы Петр Толстой, предложивший рассмотреть вариант с законодательным запретом рекламы в Google в качестве ответных мер на действия в отношении российских государственных СМИ. После этого Роскомнадзор послал официальный запрос, чтобы выяснить намерения Google.
Почему решение Google важно?
- Понижение в поисковом ранжировании для сервисов может принести тот же эффект, что и удаление из выдачи результатов — пользователи редко уходят дальше первой страницы поиска.
- При этом понижение в поисковой выдаче менее прозрачный процесс, чем удаление из выдачи: разработчики постоянно меняют поисковый механизм, а для блокировки доступа нужны официальные запросы или внутренние наблюдения компании о нарушении законов, к которым может апеллировать заблокированный ресурс.
- Российский рынок — относительно небольшой для Google, он дает около 0,5% от выручки американской компании. Однако важен имиджевый момент, интернет-гиганту важно показать, что его правила едины для всех, если нет нарушения правил использования его сервисов, то и никаких мер применяться не должно. В случае же нарушения правил, ресурсы удаляются из выдачи, нет «промежуточных» решений с непрозрачным механизмом решения.
- Тем не менее, у Google остаются возможности повлиять на эффективность работы российских медиа. Например, 2 ноября из выдачи Google News исчезли новости «Федерального агентства новостей», деятельность которого РБК считает юридической ипостасью «фабрики троллей». А когда СМИ и представители Госдумы и МИД РФ отметили это, 4 ноября новости опять появились в агрегаторе. Google только отметил, что эти новости не исчезали из результатов общего поиска.
- Еще один потенциальный метод воздействия показал Twitter: компания запретила RT и «Спутнику» рекламу в своей сети микроблогов после того, как они были обвинены во вмешательстве в выборы президента США.