К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Исповедь пессимиста из списка Forbes. Почему стартапы уезжают из России

Фото Thomas Peter / Reuters
Фото Thomas Peter / Reuters
Артем Голдман, вошедший в список Forbes 30 under 30, написал колонку о том, почему уехал делать свой бизнес в США и чего не хватает стартапам в России

Инвестиции на ранней стадии в России — это как юношеский секс, все об этом говорят, но почти никто не пробовал. Свою предпосевную инвестицию мы получили в США. Это небольшое событие позволило познакомиться с инвестициями в боты в разных странах.

Началось все в конце 2016 года, когда инвесторы отправились в свои традиционные полеты куда-то в южные страны, инвестиционная активность замерла, а стартапы ушли с головой в разработку продуктов. Я приезжал в Россию, чтобы проставить рабочую визу и поэтому я согласился на приглашение организаторов Skolkovo Startup Village выступить и рассказать про наш опыт привлечения pre-seed раунда в Америке.

Буквально за несколько дней до Сколково, меня пригласили в Вену на Pioneers festival (похожее европейское мероприятие для стартапов). А после России я выступил в Минске, Варшаве и Берлине. Да, похоже на гастроли, но незапланированные, просто совпадение.

 

Спойлер: как ни странно, в Минске самый приближенный к долине и правильный подход к развитию ИТ-сферы. В России и Европе все хуже, по-прежнему царит подход «чем больше зданий для стартапов построим, тем лучше станет».

Среди положительных моментов могу отметить, что самое крупное бот-сообщество мира создано именно в Европе. Его основатели — владельцы агентств, которые создают ботов для крупных европейских компаний. Они же создали акселератор Elevate.

 

Стоит ли делать свою Долину?

Меня часто приглашают участвовать в круглых столах по вопросу: «Как продублировать Кремниевую долину в той или иной стране. И тут есть две проблемы:

  1. Отсутствие рынка (по сравнению с США).
  2. Консервативность инвесторов и сложность привлечение предпосевных раундов в стартапы.

Из-за этого, все более или менее успешные проекты рано или поздно уезжают в Америку.

Это верно и для России, и для всей Европы. В Германии, Австрии, Польше отсутствуют комфортные механизмы финансирования из-за бюрократии и недооценки необходимости инвестиций в стартапы на ранней стадии. В результате «мозги» , которые не находят сложных задач и финансирования дома, уезжают за Американской мечтой.

 

В России слишком много хороших проектов и слишком мало инвесторов способных это понять. Во время общения с достаточно большим количеством российских стартапов я слышал примерно одно и то же: мы не можем найти инвестиции и применение продуктам на российском рынке.

Можно было бы это отнести к слабости самих проектов, но я представил более 10 знакомых команд инвесторам в Долине. На данный момент уже 5 проектов получили инвестиции и еще 4 полетели на встречу-интервью с потенциальными инвесторами.

Самый яркий случай — девочка из третьего класса, которая попросила помочь найти ей программиста для создания платформы по изучению русского языка в школе. Но потом она пропала, видимо родители запретили отвлекаться от учебы.

В поисках оптимизма

Я пытался понять, почему инвесторы из РФ смотрят на российские стартапы пренебрежительно. Знаю много историй, когда процветающий ныне в США бизнес не смог привлечь инвестиции в России, а потом моментально привлек их в Долине.

Одни из немногих, кто понимает как функционирует индустрия — это сотрудники ФРИИ. Всем остальным инвесторам я советую поехать в долину недели на две и пообщаться с местным коммьюнити.

 

Чтобы не выглядеть полным пессимистом, сделаю несколько оговорок. Во-первых, возможно, я вижу ситуацию через призму своего направления и мне просто не повезло встретиться с кем-то из правильных инвесторов в России. Во-вторых, говоря про отсутствие предпосевных инвестиций в России, я сравниваю их объем с вложениями на ранних стадиях в Америке. Конечно, у нас есть крутые кейсы когда привлекаются деньги на ранней стадии.

Но таких случаев слишком мало и в целом картина не меняется. Я говорю об отсутствии экосистемы, где финансируют талантливую молодежь. Речь идет о нежелании и неумении разглядеть в ребятах, которые разработали крутую технологию, их талант. Почему-то у нас до сих пор принято считать таких людей бездельниками и мечтателями.

Моя критика нацелена на то, чтобы проблему увидели и исправили, так как лично я вижу в соотечественниках большой потенциал. Но если в России будут продолжать строить красивые здания для отчета правительству, а не инвестировать эти же деньги в 1000 проектов, то ничего не изменится.

Советы инвесторам

Какие факторы, на мой взгляд, отличают российских стартаперов и инвесторов от американских, и в итоге мешают развитию рынка?

 

Недоверие. Первое, что спрашивают русские — как можно будет контролировать деньги? Чтобы не своровали и не уехали. В США ни разу не было такого вопроса, 99% фаундеров готовы сидеть месяцами на «дошираке» и делать продукт, их мотивация — не деньги, а созидание, иначе уже давно бы работали в Google. В Америке, нам не задали такого вопроса ни разу, а мы ведь привлекли $475 000 на pre-seed.

Неправильная проверка показателей перед инвестицией. Если инвестор пытается разобраться в вашей технологии или досконально изучает аналитику (важно помнить, я говорю о pre-seed), скорее всего  он неопытен. Что ему нужно сделать на первом этапе — это 10 звонков текущим клиентам и спросить, готовы ли они платить за продукт, как долго они готовы это делать, и так далее.

Демотивация фаундеров. В России можно спокойно увидеть сделку в 1 млн рублей за 50% компании. Если это кофешоп, тогда вопросов нет, но если это венчурный бизнес, такие предложения убивают компанию. Что делать стартапу, когда он найдет правильную модель монетизации, каналы продаж и ему нужно будет привлечение следующего раунда? Продать компанию? Или стать ее наемным сотрудником? Ведь иностранные инвесторы даже смотреть не будут на команду с таким составом акционеров.

Попытки управлять бизнесом. Тут, думаю, историй достаточно, профессиональный инвестор ввиду отсутствия времени не сможет, да и не должен участвовать в управлении компанией. Инвестор должен иметь связи в сообществе, помогать стартапу со знакомствами для потенциальных продаж, экспертизы и будущих инвестиций.

 

Cлишком частые проверки. Я наслушался историй о том, как инвесторы из России звонят ночами и разговор сводится к одному: «Где уже деньги?». Без комментариев.

Инвестиции в нерелевантные сферы (Smart money? Нет, не слышали). Нужно помнить, что профессиональный инвестор часто работает в узкой сфере, где имеет экспертизу и связи, а значит возможность найти клиентов, партнеров и других инвесторов.

Что делать стартапу?

Если вы стартап, я вижу три варианта:

  1. Уезжать в Америку сразу. Из-за отсутствия рынка это придется делать рано или поздно.
  2. Идти во ФРИИ и потом уезжать в США.
  3. Если есть возможность — зарабатывайте без привлечения инвестиций, в идеале на американском рынке и потом уезжайте куда хотите или оставайтесь.

P.S. Перечитал и вижу, что получается пессимистично. Я не хочу сказать, что Россия — полнейшая дыра и отсюда надо «валить». Мне как раз хочется, чтобы возникло желание приостановить отток мозгов из страны, задуматься, почему уезжают молодые бизнесмены и предпринять адекватные меры, предложенные людьми, которые имеют соответствующий опыт.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+