Каждая инновация проходит похожий цикл развития. Сначала рождается идея, потом — если повезет — вокруг нее раздувается хайп, который неизменно скатывается в разочарование первыми экспериментами. И только если удачи будет еще больше, то технология выходит в стадию практического применения.
Hype Cycle 2017 года фокусируется на трех крупных трендах: искусственный интеллект (AI), иммерсивные (максимально сближенные с человеком) технологии и digital-платформы. Именно они определяют сейчас конкурентные преимущества и одновременно порождают огромную «серую зону» с точки зрения законодательного регулирования и этики.
Внутри каждого блока — инновации на разной стадии цикла. Посмотрим на самые интересные.
Тройка лидеров
На самой вершине хайпа — две технологии из блока AI. Машинное обучение и его подвид, называемый deep learning («глубокое обучение»), — реализация машинного обучения, отличающаяся, с одной стороны, высокой эффективностью, а с другой — требовательностью к ресурсам. Ее за последний год, немного утрируя, не внедрили в свои решения разве что ленивые. Причем технология Deep Learning появилась в цикле впервые.
И это логично — машинное обучение в целом помогает справиться с обработкой больших объемов данных, а deep learning оказалась востребована для компьютерного зрения, распознавания речи и естественного языка. Именно поэтому Amazon, Apple, Baidu, Google, IBM и Facebook не только бросают большие ресурсы на R&D в машинном обучении, но и на «вооружение» интеллектуальной собственностью в будущих патентных войнах.
Хотя хайп уровня Prisma — приложения, благодаря которому многие вообще впервые узнали о нейросетях, — уже прошел, интерес инвесторов к стартапам в этой сфере тоже не спадает. На этой неделе Google купила AIMatter — стартап с белорусскими корнями, который основал экс-сотрудник Google Юрий Мельничек. AIMatter разрабатывает основанную на нейросетях AI-платформу и SDK для обработки изображений на мобильных, а также приложение-редактор фото и видео Fabby. По оценке основателя венчурного фонда AddVenture и инвестора блокчейн-проекта TokenStars Елены Масловой, сумма сделки могла составить около $20 млн.
Еще одна технология в топе — это digital-платформы для «умного» дома. Интерес к теме поддерживают ведущие технологические компании Amazon, Google, Apple, которые одна за другой запустили на рынок устройства для взаимодействия с голосовыми помощниками дома. Умные колонки, как их прозвали журналисты, по факту — новый способ взаимодействия с машинным интеллектом. Вместо того чтобы касаться компьютера, телефона или телевизора, пользователь получает нужное голосовой командой, не завися от смартфона.
При этом интересно, что с прошлого года с «кривой» Gartner пропали виртуальные персональные помощники, устройства, управляемые жестами, и ответы на вопросы, заданные естественным языком.
Наконец, близко к топу второй год удерживаются беспилотные автомобили — еще одно применение AI. Аналитики Gartner видят преимущества технологии в более безопасном движении, снижении загруженности дорог и в развитии экономической модели «транспорт как сервис».
Победа через преодоление
В отличие от только зарождающихся и «хайповых» идей правая часть цикла — та, где решения приходят в повседневную жизнь, — выглядит гораздо менее загруженной. Виртуальная реальность — пока единственная технология на пути к массовому использованию.
За прошлый год поставки VR-рынка оценивались почти в 100 млн устройств как в мобильном исполнении (например, устройства от Samsung и HTC), так и в качестве периферии для ПК (гаджеты Oculus). К 2022 году рынок VR-решений (включая устройства и программное обеспечение) будет расти почти на 58% в год и может достичь отметки в $33,9 млрд, согласно прогнозу Markets and Markets.
Если массовое внедрение VR аналитики ожидают через 2–5 лет, то технологии дополненной реальности (AR) могут идти до пользователя намного дольше. AR-решения — почти на самом «дне» фазы «разочарования после утраты иллюзий». Не исключено, что проблема — в самих устройствах для доставки AR-софта и контента до пользователей.
Разрабочики возлагают большие надежды на показанную в этом году платформу Apple ARKit. Однако смартфон — потенциально не единственный «экран» для совмещения реального мира и виртуальных объектов. Например, еще один стартап с российскими корнями WayRay, который в марте привлек $18 млн от инвесторов во главе с Alibaba, разрабатывает AR-решения для автомобилей. Другое потенциальное применение — интеграция AR c соцсетями. Сюжет, знакомый поклонникам сериала «Черное зеркало».
В то же время блокчейн, по мнению аналитиков Gartner, свою вершину хайпа уже преодолел. Интересное заявление на фоне того, что биткоин накануне пробил очередной рекорд стоимости в $4500 и по капитализации в $74 млрд теперь опережает Netflix и PayPal. Крупные компании до сих пор присматриваются к тому, как именно внедрить блокчейн-платформы в свой бизнес. На сомнениях сказываются и недостаток реально успешных кейсов, и волатильность криптовалют. Однако в долгосрочной перспективе, говорят в Gartner, технология сможет преобразить целые индустрии.
Что нового
В анализ 2017 года впервые включены восемь технологий — 5G (сотовые сети пятого поколения), искусственный интеллект общего типа (Artificial General Intelligence), уже упомянутое глубокое обучение и его подвид — Deep Reinforcement Learning (глубокое обучение с подкреплением), цифровые двойники (когда объект из реального мира копируется с учетом его свойств в виртуальную реальность или воспроизводится в компьютерной симуляции), Edge Computing — способ оптимизации облачных вычислений с уменьшением времени задержки, программные платформы как сервис (PaaS) и когнитивные вычисления.
За исключением последней, все они пока находятся в первой фазе цикла инноваций, и практически всем идти до массового рынка 10 и более лет. К примеру, только 3% провайдеров услуг мобильной связи перейдут на 5G к 2020 году, прогнозируют в Gartner, хотя технология способна обеспечить скачок в безопасности, скорости и масштабируемости сетей по всему миру.
Однако все эти технологии объединяет важный тренд — переход бизнеса от собственных закрытых инфраструктур к платформам, формирующим экосистемы. По мнению аналитиков, бизнесу стоит задуматься о том, как интегрировать в свою работу основанные на платформах бизнес-модели и какие технологии им для этого необходимы. Один из наиболее возможных сценариев следующих 10 лет — AI как сервис (AIaaS, или искусственный «интеллект по запросу»), технология, которая сможет объединить все три мегатренда этого года в единую систему.