К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

В ожидании Dropbox: перспективы IPO в ИТ-сфере

Фото DR
Фото DR
Оцениваем состояние рынка и ключевые факторы, которые могут повлиять на оценку Dropbox при выходе на биржу

Компании, акции которых торгуются на бирже, работают в различных сферах бизнеса: продают системы хранения данных или автоматизации, проводят лечение на основе нанопыльцы или занимаются альтернативной энергетикой. Некоторая доля инноваций нужна везде, но есть и традиция: не бросаться инвестировать в любую идею, особенно если она не приносит выручки и окупится не сразу. Каковы критерии эффективности бизнес-модели?

Простая логика

Важна потенциальная востребованность услуги или продукта. Например, инвестиции в автоматизацию, включая бухгалтерский софт Blackline и управление бизнес-процессами Alteryx, или рекламный бизнес биржи Trade Desk и SEO-стартапа Yext, судя по всему, имеют под собой сравнительно твердую почву, если смотреть на результаты опросов менеджеров, ответственных за бюджетирование в крупных компаниях.

 

В первую очередь, интересны проекты, под которые у компании или государственных бюджетов есть деньги. Во-вторых, и самое главное, важны наличие денежного потока или прозрачная перспектива его получения. В-третьих, модель продаж, которая логически объясняет, откуда у стартапа возьмутся эти деньги через год-два. Например, бывшие менеджеры компаний привлекают крупных корпоративных клиентов через свои связи. Крупные клиенты, которым нужна коммерческая версия продукта, платят за продукт, окупая его бесплатную часть. Так складывается самое важное, что есть в бизнесе — цепочка образования стоимости.

В IT-секторе выгодно продавать услуги, связанные с единицей информации, можно по-разному. Два наиболее эффективных способа увеличения числа пользователей — реклама и подписка — двигали рынок первичных размещений в направлении компаний, меняющих мир, имеющих стабильную и устойчивую бизнес-модель. Расширение количества пользователей увеличивает заработок во все времена, тем не менее над тем, чтобы о ноу-хау или новом продукте узнал потенциальный клиент, приходится потратиться на маркетинг. Компании, выходившие на IPO в последнее время, предлагали решения в этой области, основанные на экономии масштаба за счет автоматизации. Например, на биржах рекламы можно приобрести тот или иной вариант раскрутки напрямую у поставщика. Рекламные геотэги монетизируют соцсеть Snapchat.

 

Наличием у крупных корпораций огромных бюджетов на рекламу экономически объясняется появление спроса на ценные бумаги новых социальных сетей и бирж контента. Например, компания Snap оценивается за счет ожиданий того, что крупные корпорации будут давать рекламу в ее соцсети. Биржи контента, такие как TradeDesk, пользуются спросом из-за того, что крупные компании рекламу там закупают. При этом в сфере коммерциализации через рекламу некоторое преимущество имеют вертикально интегрированные холдинги, например, YouTube планирует оказать конкуренцию Netflix, выпуская оплачиваемый за счет рекламы видеоконтент. Одна из причин того, что рекламная отрасль породила несколько успешных сделок за последние пару лет, заключается в востребованности уникального контента. Множество пользователей YouTube могут создавать интересные видео быстрее, чем соцсеть Snapchat — оригинальные геофильтры, а монетизировать его с помощью привычной партнерской программы оказалось немножко проще, чем доказать корпоративным клиентам креативную концепцию нового моушн-дизайна Snap.

Подписка становится все более востребованным вариантом коммерциализации доступа к неструктурированным данным, и вероятность увеличения выручки здесь напрямую зависит от популярности контента. Например, Walt Disney планирует запустить собственный аналог Netflix, транслируя следующие сиквелы мультфильмов «Король лев» и «Холодное сердце» по подписке с 2019 года, и новостная компания CBS придумала диверсифицировать источник поступлений от рекламы, внедрив подписку на сериалы «Чужой среди своих» и «Теория большого взрыва», которые закупаются по оптовой цене и продаются по розничной, от $6 до $15 в месяц. Но есть и сервисы, которые имеют смысл как частично платные, такие как Dropbox. Как правило, это компании, открывающие новые страницы в сфере деятельности, которой они занимаются.

Как и в случае с рекламой, успех стартапов в области IT зависит от наличия у крупных компаний огромных IT-бюджетов. Сервисы хранения и обработки данных, такие как Nutanix и AppDynamics, пользуются повышенным спросом вследствие того, что гиганты отрасли, такие как Cisco, готовы вкладывать миллиарды долларов в проекты в области ERP и IT-администрирования. Конфиденциальность данных сохраняет актуальность многие годы, и стоимость такого стартапа растет с каждой единицей переданной информации. 
Для того, чтобы эффективно работать с информацией, будь то графическая, аудиовизуальная или хорошо структурируемая, нужен искусственный интеллект. Для того, чтобы завоевать клиента, недостаточно быть лучшим в своей области, необходимо производить впечатление, и это еще сильнее увеличивает требования к скорости работы с данными.

 

В 2017-2020 годах, согласно прогнозу Cisco, объемы хранимых данных расширятся в четыре раза до 6,2 млрд терабайт, и IP-трафик разрастется до 15 млрд терабайт в год. В этой связи, модель продаж, которая строится вокруг единицы информации, вероятно, станет наиболее востребована. Идея о том, что стоимость облачного сервиса хранения и обработки информации может возрасти с количеством обработанных данных, понятна широкому кругу участников биржевых торгов, чего пока не скажешь о многих других компаниях, делающих первые шаги по выходу на биржу.

В ожидании Dropbox

Сегодня все больше популярности набирают бизнесы, помогающие создать облачную инфраструктуру для хранения и обработки информации (как тот же Nutanix, получивший после IPO оценку в $5 млрд). Из сделок, возможных в ближайшем будущем, нужно выделить систему хранения данных Dropbox. Главным фактором капитализации на пике стоимости будет способность завоевать и удержать крупных корпоративных клиентов.

Даже при том, что продажи Dropbox в четвертом квартале 2016 года, по оценке сервиса Pitchbook, сократились до $102,8 млн с $250 млн во втором квартале 2016-го ($250 млн в квартал — это и есть $1 млрд в год), выручка по итогам 2016 года могла быть больше уровней 2015-го, когда составляла, по нашим оценкам, около $700 млн. Дела у Dropbox пошли в гору, вероятно, в 2012 году, когда к нему потянулись крупные клиенты, и выручка с $46 млн годом ранее увеличилась до $116 млн, после чего на следующий год уже было $200 млн, и еще через год — $350 млн. Но начинала компания с $2,5 млн за 2009 год. И здесь мы опять приходим к вопросу о том, а зачем вообще бизнес идет на IPO, неужели хранение данных — такой востребованный товар?

Основное преимущество Dropbox в удобстве обращения с огромными объемами информации, например, тяжелыми базами данных, графическими файлами и видео. Отсюда и специфический пул клиентов: News Corporation, Pinterest, Sysco, Hewlett Packard Enterprise, National Geographic, Under Armor, Yahoo, Hyatt, Spotify, Expedia. 200 000 платящих клиентов генерируют около $1 млрд в год, что позволяет поддерживать базовый сервис бесплатным. Стоимость подписки зависит от количества пользователей, по сути, основную выручку компания, как всегда, получает за счет крупных клиентов.

 

Перспективы IPO

Отличие Dropbox от ближайшего конкурента Box в том, что больше процессов работы с данными встроены в интерфейс, который ближе к OS X, чем к Windows. Dropbox также имеет специальные фишки, заточенные под тяжёлые графические файлы и видео, и позволяет тщательнее контролировать совместную работу над документами, которых в сервисе уже больше нескольких миллиардов.

Причина выхода компании на IPO, как обычно, в том, что ей нужны деньги, и поэтому она вполне может предложить выгодные условия покупки ценных бумаг, в которые обычно заложен потенциал роста от +10% до +30%. Довнесение акционерного капитала позволяет избежать расходов на повышение стоимости займов. В отличие от рынка private equity, в котором оценки стоимости подчас слишком высокие, у компаний, выходящих на биржу, как правило, есть неотложная необходимость в привлечении фондирования. Вследствие этого организуется downround — продажа акций по сниженной цене, и им, взамен на публичность, приходится предъявить инвесторам прошедшие финансовые показатели.

Компании, как правило, приурочивают подобные сделки к знаковым вехам в эволюции и создают вокруг IPO много шума, например, Dropbox начал подготовку к IPO после того, как его выручка коснулась заветных $1 млрд в год.

 

Помимо потенциальной востребованности услуги и перспектив получения денежного потока, еще одна важная мотивация для инвесторов вкладываться в бизнесы-стартапы — отсутствие кризиса и привлекательная оценка биржи для выхода на IPO. Это означает, что индексы продолжают обновлять максимумы, и коэффициенты цены к прибыли движутся вверх, серьезно влияя на стоимость сбережений у тех, кто не инвестировал деньги в доходные инструменты.

Вслед за Dropbox, который уже ведет подготовку к первичному размещению, возможны, например, IPO сервиса электронной цифровой подписи DocuSign, музыкального сервиса Spotify, сингапурской игровой компании Sea. С этой точки зрения, текущие максимальные значения по фондовым индексам не препятствие вложениям, а по-прежнему мягкая монетарная политика ФРС только способствует росту стоимости активов.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+