C 1 июля кассовые аппараты в России должны соответствовать требованиям закона об онлайн-фискализации. Изменения в требованиях законодательства к торговым предприятиям помогут торговому бизнесу сделать большой шаг вперед.
«Цифровой» закон
Поэтапная реализация «цифровых» поправок к фундаментальному для торговой отрасли 54-ФЗ — настоящая цифровая революция в российской торговле. Она приведет к трансформации всей отрасли и может позитивно сказаться на всей экономике.Во-первых, магазины могут предоставлять покупателям чек в электронном виде. Кроме того, кассовый чек теперь в обязательном порядке должен включать QR-код — матричный код, позволяющий мгновенно считать данные о покупке и магазине. Во-вторых, законом допускается использование как стационарных, так и мобильных касс (например, касс в виде приложения в телефоне). В-третьих, все кассы должны поддерживать так называемую онлайн-фискализацию, то есть соединены с фискальным накопителем и иметь онлайн-канал передачи данных аккредитованным операторам фискальных данных (ОФД).
Накопитель — программно-аппаратное решение, хранящее электронную кассовую ленту, с автономным электропитанием и криптозащитой от изменения информации. Операторы фискальных данных — компании, хранящие и передающие в ФНС фискальные данные с касс магазинов. Эти компании получают специальную аккредитацию и заносятся в реестр ФНС. На данный момент аккредитовано около дюжины ОФД. 1 июля завершается переходный период к новым условиям работы в части ККТ — не должно остаться ни одной кассы, не поддерживающей онлайн-фискализацию. Кроме того, в будущем году Федеральная налоговая служба намерена полностью перейти на электронный налоговый учет — бумажные Z-отчеты уйдут в прошлое.
Наконец, резко сужается круг торговых организаций, которые имеют право работать без кассового оформления покупок. До конца года кассы (разумеется, с онлайн-фискализацией), обязаны завести все ИП и торгово-сервисные компании. Без касс разрешено работать только газетным киоскам, водителям автобусов, продающим проездные и т.п.
Гладко только на бумаге
Реализация положений закона не обходится без проблем. В частности, возникли сложности с наличием кассовой техники и фискальных накопителей, по поводу чего били тревогу отраслевые объединения и пресса. Но все проблемы решаемы — было бы желание. Например, сети магазинов re:Store удалось внедрить новую кассовую технику по всей сети задолго до наступления дня X. Кстати, внедрение новой техники — отличный повод по-новому взглянуть на розничные бизнес-процессы. Как и новые возможности, которые создает для торговли «цифровая» реформа.
Кассовый чек в электронном виде — это, ни много, ни мало, новая операционная модель приобретения товара: более высокая скорость оформления покупки, удобство для покупателя, который получает не клочок бумаги, а файл чека на адрес электронной почты или на свой мобильный номер. И, конечно, это новые возможности для развития торговых технологий — прежде всего, мобильных касс и других инновационных решений в области оформления покупки. В нашей стране попытки использовать мобильные кассы были и раньше, но каждый раз это был скорее маркетинговый ход.
Сегодня же мобильному кассиру либо необходимо специальное устройство для распечатывания бумажных чеков, либо, если такого устройства нет, покупатель должен отстоять очередь к кассиру второго уровня, принимающему оплату за сформированный мобильным кассиром заказ и распечатывающему чеки. Это повышает стоимость мобильного решения и, самое главное, снижает скорость обслуживания покупателя.
Мобильные технологии оформления покупки появились в мировой офлайновой торговле именно в борьбе за скорость кассового обслуживания. Быстрота обслуживания покупателей важна для торговых компаний, особенно в высокий торговый сезон, например, в преддверие новогодних праздников. Немало фирм получают львиную долю годовой выручки в ограниченный период времени, поэтому улучшение работы касс в этот период особенно важно.
Чем выше скорость кассового обслуживания, тем больше покупателей удастся обслужить. Чем она ниже, тем больше покупателей уйдут к конкурентам. Это удобно и для покупателей: документ не выпадет случайно из заднего кармана, не размокнет во время дождя. Чек — в электронной почте или мобильном телефоне, то есть всегда под рукой. Покупатель может по QR-коду с помощью мобильного приложения Федеральной налоговой службы проверить, что чек сформирован продавцом корректно и никаких ошибок нет. Кстати, для потребителей уже сейчас доступно мобильное приложение ФНС — там они могут посмотреть, пробил ли продавец чек.
Таким образом, электронный чек позволяет серьезно снизить затраты торговых компаний и дает возможность улучшить их конкурентные позиции. Именно поэтому мы и наши коллеги активно внедряем мобильные технологии оформления покупок. В ближайшие годы, на мой взгляд, следует ожидать всплеска развития и внедрения таких технологий в России, тем более, что мы станем одной из пока немногих стран мира, где разрешено полностью безбумажное кассовое оформление.
Предсказания на «больших данных»
Огромное потенциальное преимущество нововведения для торговых организаций еще и в том, что становятся доступными контактные данные клиентов, в том числе тех, которые не являются участниками программы лояльности ритейлера. Тренд здесь таков, что в скором будущем каждая покупка будет сопровождаться предоставлением клиентом своих контактных данных. Даже если это только электронный адрес или абонентский номер, торговая компания уже будет понимать, что это за потребитель. Ведь по этим двум ключам не составит труда поднять историю покупок клиента, а также проанализировать его профиль, обратившись к «большим данным».
Персонализация покупателей дает возможность сравнения и анализа истории покупок, поиска закономерностей в поведении разных групп потребителей. Раньше такие возможности были ограничены кругом участников программ лояльности. Как известно, в рамках таких программ торговая компания просила потребителя предоставить персональную информацию в обмен на бонусы.
Теперь у клиента будет больше причин оставить свои контактные данные. А программы лояльности станут использоваться для более глубокого анализа мотивов принятия решений представителей разных групп потребителей. Электронные чеки дадут возможность торговым компаниям получать массивы больших данных для анализа покупателей фактически в готовом виде. Почему это важно?
Дело в том, что на большом массиве данных компании могут с высокой точностью таргетировать аудиторию и «вычислять» индивидуальные маркетинговые предложения покупателям. Информацию о покупках данного потребителя можно сопоставить со сведениями о других покупателях. Если покупатель приобретал товары A, B, С, а другие, покупавшие эти три товара, похожие с ним по социально-демографическим характеристикам и особенностям потребительского поведения, брали еще и D, то предложение D данному покупателю чаще всего приводит к тому, что он приобретает этот товар.
Итак, благодаря электронным чекам торговые предприятия, даже небольшие, получают массив данных в ходе оформления покупки, и, исследовав сведения о своих покупателях, становятся в состоянии выработать более эффективную торговую политику и выстроить более экономически оправданные коммуникации со своими клиентами.
Многие игроки торгового ритейла готовятся уже в этом году выйти на широкое применение больших данных и предиктивной аналитики через формирование индивидуальных маркетинговых предложений на их основе. Первые результаты использования больших данных в нашей практике весьма обнадеживают. Предиктивная аналитика на их основе позволяет резко повысить эффективность торговли.
Контроль через личный кабинет
Благодаря появлению фискальных данных в цифровом виде и в одном месте, упрощается выполнение функции контроля выручки магазинов. Ранее это часто делалось путем сканирования ленты, содержащей отчет за смену и отправкой копии по электронной почте контролирующему сотруднику. Теперь контролирующий сотрудник может это сделать, зайдя в личный кабинет магазина на интернет-портале «своего» ОФД. Это оптимизирует процедуры внутреннего контроля.
Оператор фискальных данных получает данные от всех ритейлеров, с которыми у него есть договор, в том числе данные о выручке за каждый день. Эта информация может предоставляться арендодателям для определения арендной платы. Одно из типичных условий аренды для сетевой торговли — оплата в виде процента от месячной выручки. В этих отношениях между арендодателем и арендатором возникает естественное недоверие: отдельные торговые компании могут захотеть занизить данные по выручке, чтобы платить меньше, а сомневающиеся в достоверности данных арендодатели даже требует устанавливать собственные контрольные устройства на фискальные регистраторы.
Благодаря учету выручки в ОФД, проблема доверия может быть полностью снята. Операторы фискальных данных по договору с ритейлером и арендодателями смогут передавать арендодателю агрегированные сведения по месячной выручке арендатора. Сведения от ОФД — это ровно те данные, которые были бы зафиксированы в кассовой ленте. Реализация подобного изменения может существенно облегчить документооборота. В рамках торговой отрасли подобную инициативу уже продвигает Национальная ассоциация сетевой торговли (НАСТ).
Фискальная прозрачность
Торговые предприятия готовят так называемые Z-отчеты, которые в дальнейшем контролируются налоговыми органами в ходе налоговых проверок. По окончании каждого рабочего дня бумажный Z-отчет снимается с каждого кассового аппарата и хранится в архиве, чтобы в случае выездной налоговой проверки можно было найти нужный подтверждающий документ. За период, исследуемый налоговыми органами, даже у магазина средней величины скапливаются десятки килограмм бумаги. Такие объемы кассовых лент трудно качественно и структурированно хранить. Трудно бывает найти нужную ленту, к тому же лента со временем выцветает до полной нечитаемости.
Электронный налоговый учет, переход на который произойдет в ближайшие годы, — колоссальное сокращение затрат для торговых предприятий. Как затрат на хранение кассовых лент, так и трудозатрат на предоставление первичных документов при контрольных мероприятиях. ФНС теперь сможет видеть данные в режиме реального времени — они предоставляются оператором фискальных данных, так и в виде электронной ленты, которая хранится в самом магазине в модуле онлайн-фискализации. Более того, реформа закладывает основы для того, чтобы малые торговые предприятия в принципе могли не сдавать бумажную отчетность, ведь существуют налоговые режимы, в которых налоги определяются, исходя из выручки предприятия.
Плюсы и для отрасли в целом, и для малого бизнеса
Эффекты от преобразований для торговой отрасли: прежде всего потенциальное снижение регуляторной нагрузки на розничные предприятия и выравнивание конкурентной среды за счет пресечения работы недобросовестных компаний, не отражающих в полном объеме в отчетности наличную выручку и за счет этого получающих конкурентное преимущество перед компаниями-добросовестными налогоплательщиками. Сегодня многие крупные игроки, которые давно уже работают «в белую», оказываются в неравных условиях с малыми и средними компаниями, не всегда легально экономящими на налогах. Преимущества в виде серых схем, торговли за наличные без оформления чека уйдут в прошлое. В качестве компенсации малый и средний бизнес получит снижение регуляторной нагрузки, в частности потому, что упростится отчетность на УСН.
Но чтобы преобразования в торговой сфере заработали быстрее, их суть нужно доносить до потребителей, просвещать их, добиваться, чтобы они проверяли полученные чеки с помощью ресурсов ФНС. Для этого необходима просветительская работа на государственном уровне. Безусловно, диджитализация торговли в соответствии с поправками в 54-ФЗ — важный шаг на пути к новому качеству торгового сектора: его большей прозрачности и эффективности. Важно, чтобы все участники торговой отрасли вместе с государством добивались позитивных эффектов в долгосрочной перспективе.