ЦБ: «До виртуальной национальной валюты мы точно дойдем»
«Блокчен – элемент, который даст развитие экономики взаимоотношений», — утверждают в приветственном ролике на панельной сессии «Блокчейн – рождение новой экономики» на ПМЭФ. Его авторы интересуются, может ли блокчейн быть ведомственным, государственным или трансграничным?
Основатель блокчейн-платформы Ethereum Виталик Бутерин открывает сессию рассказом о своем опыте: вошел сферу блокчейна шесть лет назад, купив несколько биткоинов, потратив затем часть на рубашку (которую в процессе потерял в поезде в Лондон). Привлекла Бутерина идея децентрализации, криптографии, открытости. При этом использование блокчейна для криптовалюты – это лишь малая часть его возможных применений. Идея проекта самого бизнесмена в том, чтобы блокчейн начал понимать программный код для того, чтобы технологию можно было применить в разнообразных областях. Главные задачи компании сейчас – масштабирование, безопасность, взаимодействие с регуляторами и пользователями, чтобы обе стороны понимали смысл технологии и эффективно ее использовали.
Подробнее о проекте читайте в интервью с создателем Ethereum: «Сложно связать код на блокчейне с реальным миром»
Проблема с блокчейном
Основатель, главный исполнительный директор Movencorp Inc., автор книг «Банк 2.0», «Банк 3.0» Бретт Кинг уверен, что проблема с блокчейном в потере большого количества банковских процессов. «То есть когда мы начинаем использовать разумные системы на смартфонах, разумные автомобили и т.д. – все эти узлы могут иметь свои собственные банковские счета. Пока нет конструкции, как можно беспилотному автомобилю иметь свой банковский счет, если человек не ставит там подпись», — объясняет он. Существуют также проблемы как технические, так и законодательные для применения этой технологии, хотя она как раз и могла бы обеспечить возможности по отслеживанию всех транзакций.
Сферы применения блокчейна:
-Возможность вести финансовые и торговые операции – банки и компании в этой сфере первые перейдут на новую систему. Остается вопрос с идентификацией. В будущем банки не будут заниматься вопросами идентификации пользователей, хотя сейчас они уделяют этому серьезное внимание, чтоб не было повторных счетов или клиентов. Произойдет трансформация системы KYC (know your customer) – «узнай своего клиента».
-Блокчейн позволяет нам перейти к надзорным функциям, мы сможем сами без надзора извне отслеживать все денежные потоки клиента. Для этого нужно, чтобы регуляторы использовали системы, опирающиеся на искусственный интеллект. Все это будет гораздо более эффективно и для регуляторов, уверен Кинг.
-Переход от банковских продуктов к магазину ценностей, возможность переводить деньги и ценности, а также иметь доступ к кредитным и прочим счетам, что изменит нынешнюю систему. «Блокчейн – революция в плане структурного воздействия на банковскую сферу», — говорит основатель Movencorp. По его оценке, на повсеместное применение такой технологии в перечисленных областях уйдет от семи до 10 лет.
Смотрите также: Необходимый блокчейн: кому нужна технология распределенного реестра и Blockchain my heart: императив цифровой экономики
Какая страна в мире — лидер в сфере применения технологии блокчейн?
Основатель, главный исполнительный директор The BitFury Group Валерий Вавилов рассказывает, что Грузия стала первой страной, которая внедрила эту систему в сферу недвижимости: когда люди покупают квартиру, данные автоматически записываются на блокчейн, что дает им уверенность в том, что никто впоследствии эти данные не изменит. Таким образом достигается полная децентрализация данных. Они хранятся, как у гражданина, так и у властей. Вспоминает негативный пример, когда землетрясение на Гаити разрушило здания с реестром собственности и с бэкапом реестра. Теперь в этой стране нет этих данных о собственности и вновь собрать их — очень сложно.
Вавилов отмечает, что блокчейн позволит полностью убрать бумажную часть работы. Все проверки и идентификации будут происходить в автоматическом режиме круглосуточно, прогнозирует он.
Читайте также: Азиатское вторжение: как Китай планирует использовать блокчейн и Блокчейн-технологии в госуправлении. Мировой опыт
Блокчейн — интернет в 90-е годы
Исполнительный директор, партнер IBM Europe Кириакос Коккинос объясняет, что сейчас мы находимся на том этапе с блокчейном, на каком был интернет в середине 90-х годов. При этом ведущую роль в применении этой технологии, по его словам, играют три момента: бизнес-сеть, доверенный реестр, возможность обмена информацией.
Чего компании ожидают от блокчейна?
Хотят создать новую бизнес-модель или перестроить существующую, а также ждут, что это принесет большую прозрачность и надежность в сфере работы с данными. В то же время блокчейн – не только для индустрии финансовых услуг, он применим даже на ферме, где можно отслеживать, чем была накормлены животные, подчеркивает Коккинос.
Место блокчейна в государственной программе цифровой экономики
Министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров начинает с послания президента Владимира Путина в конце 2016 года, когда глава государства поставил задачу создать условия для качественного экономического роста на сквозных технологиях (большие данные, искусственные интеллект, машинное обучение, туманные вычисления, технология распределенных реестров — блокчейн). Основные блоки, отраженные в государственной программе: работа с госдокументами, постановлениями, актами; блок работы с Центробанком - Мастерчейн; работа с документами Росреестра; работа с казначейскими расходами бюджета. По словам министра, в России уже существуют пилотные проекты на эту тему, теперь ведомство рассчитывает на политическую поддержку на уровне главы государства и на уровне законодательных органов для их внедрения.
Смотрите также: Боги блокчейна: технология может разрушить бюрократию государств
«До виртуальной национальной валюты мы точно дойдем»
Заместитель председателя Центробанка Ольга Скоробогатова уверена, что Россия точно дойдет до виртуальной национальной валюты. Рассуждая, почему этого не произошло до сих пор, объясняет, что сейчас люди поняли революционность технологии и стали к ней серьезнее относиться. Представитель ЦБ согласна, что на подготовку к внедрению технологии потребуется от семи до 10 лет, а до этого банки будут инвестировать в нее. «Мы долго запрягаем, но быстро едем», — смеется зампред Банка России, поясняя, что пока Россия тратит много времени на согласования и обсуждения проектов в этой сфере, но и эффект позже будет достаточно быстрый.
«Бежать надо, поспевать везде», — иронизирует первый заместитель председателя правительства Игорь Шувалов насчет расписания сессий на форуме. Главные области применения блокчейна — идентификация лица и его связь с юридически значимыми секциями (банковские услуги, финансовая сфера и не только), отслеживание перемещения товаров, сфера собственности. Первый вице-премьер призывает не поддаваться оптимистическим иллюзиям насчет этой технологии, призывая, как и другие чиновники, к серьезной подготовительной работе. Сетует также на переезд в Сингапур российских ребят, которые занимались подобной технологией в России, но «не достучались» до Банка России. На это зампред Банка России Скоробогатова возражает, что им следовало бы обратиться к ней с этим вопросом. «Спасибо, до свидания, доброе утро всем», — завершает свой доклад Шувалов и убегает на параллельную сессию по искусственному интеллекту.
Читайте также: Создатель «квантового блокчейна» Алексей Федоров: технология «абсолютно надежной защиты» банковской информации и Защита от краха банковской системы: чем биткоин лучше счета в банке
Произошел ли бы кризис деривативов в 2008 году, если бы в это время была технология блокчейн?
«Блокчейн – вряд ли решил эту проблему, хотя играет большую роль с точки зрения маргинальных расходов. Да, ситуация была бы прозрачнее, но в целом тогда было много и других причин этого кризиса», — рассуждает главный управляющий в России, глава подразделения Citi в России, Украине, Казахстане, Польше, Турции и Израиле Марк Луэ.
Инвестиции в блокчейн и место технологии в России
Венчурный инвестор и генеральный директор в Yota Devices Владислав Мартынов уверен, что выгоды от блокчейна в России лежат в трех плоскостях:
-Повышение эффективности государственной административной системы;
-Ускорение экономического развития различных отраслей;
-Развитие высокотехнологичных отраслей и продуктов в России.
«Блокчейн трансформирует то, как стартапы привлекают финансирование», — уверен Мартынов. Произойдет, по его мнению, трансформация венчурных инвесторов. Раньше такой инвестор приносил стартапу деньги, связи и экспертную оценку, напоминает он. Теперь, сделав ICO, проекты могут быстро решить вопросы финансирования, снижая важность такой помощи от венчурных инвесторов, заключает он.
Читайте также: Блокчейн для химсырья: почему ICO выглядит лучше венчурных инвестиций? и Ферма «Колионово» в Московской области привлекла на «IPO на блокчейне» $500 000