В то время как лидеры индустрии информационных технологий собираются колонизировать Марс, спасают людей от рака и печатают дома, в большинстве офисов революционных изменений не происходит – пока. Как изменится жизнь обычных сотрудников в ближайшем будущем?
Прочь из офиса
Согласно исследовательской компании IDC, к 2020 году 75% сотрудников будут мобильными. Этот тренд постепенно набирает обороты и в России: сотрудники J'son & Partners Consulting полагают, что подобные тенденкции к 2020 году придут отчасти и в нашу страну — у нас виртуальными станут не 75%, а 20% персонала. Причём инициатива исходит не только «снизу», но и «сверху» – такой отток офисных работников сэкономит компаниям более 1 трлн рублей. И эта цифра не голословна: возможность удалённой работы принесла American Express за год, по разным оценкам, $10-15 млн.
Массовый исход из офисов связывают с ростом облачных решений, распространением концепции BYOD («Bring Your Own Device» или «принеси свое устройство» – использование персональных устройств для работы), облегчением доступа к интернету и увеличению сервисов по защите информации. Добавьте к этому огромное разнообразие сервисов связи с удалёнными сотрудниками (типа Skype for business или Slack для ведения проектов), MDM-системы, позволяющие контролировать выполнение задач, развитие инструментов DaaS (Desktop as a Service), которые позволяют подключаться к удалённому компьютеру в режиме 24/7, и огромное количество приложений по файлшэрингу – и вот уже поход в офис становится ненужной формальностью.
Объединяемся с роботами
В первую очередь, речь идёт об интеллектуальных помощниках. Подобные Google Home и Amazon Echo системы переходят из дома в бизнес-среды. Появляются виртуальные секретари-ресепшионисты: они распознают лица сотрудников в офисе (тех, которые там ещё остались), регистрирует гостей, проводит конференции с теми менеджерами, которые уже работают из дома, ведёт календари мероприятий и многое другое. В Великобритании уже запущена Ada – медицинский помощник, который служит для того, чтобы пациент меньше контактировал с врачом. Это же возможно и в любой другой отрасли.
Ещё один тренд – внедрение интернета вещей в рабочее пространство. Каждый раз, когда вы готовитесь к собранию, вы понимаете, что вам нужно распечатать большое количество материалов для презентации, приготовить кофе для всех гостей, настроить технику – все те рутинные процедуры, которые занимают много времени, но должны быть сделаны. Знакомо? Синхронизация всех электронных устройств позволяет вам не тратить время на мелочи: просто загружаете презентацию на планшет или смартфон – и все. ALICE знает, во сколько у вас презентация и сколько там будет гостей, «умное» многофункциональное устройство распечатает материалы в нужном количестве и сброшюрует их, презентационная техника будет включена к началу презентации, а кофе-машина приготовит необходимое количество напитков. Представьте себе интеллектуальную мебель, которая измерит температуру в помещении, влажность, уровень освещённости, качество воздуха для того, чтобы создать оптимальные условия работы. Менеджерский рай.
Технологиям виртуальной и дополненной реальности тоже есть, чем помочь. Экран, в нашем понимании, больше не нужен – создавать и изменять проекты можно прямо внутри проекции, грубо говоря, в реальности вы водите руками по воздуху, а на деле – изменяете архитектуру дома или дорабатываете дизайн вашего нового продукта без его физического прототипа. Испытать это на себе уже можно, например, в приложении или магазине ИКЕА, где с помощью смартфона можно обставить пространство понравившейся вам мебелью и сразу же её заказать.
Путь к творчеству
Несмотря на то, что подобные системы не стоят в каждом офисе, многие уже опасаются за сохранность собственного рабочего места. Зря. На самом деле, описанные решения призваны помочь. Как и любые другие инструменты, они не могут заменить человека, их задача – поддержка: в то время как рутинная работа перейдёт на сторону роботов, нам с вами останется больше времени для проектной и творческой деятельности в любой точке земного шара.