К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

VR-контент, треккинг спортсменов на поле и интерактив для болельщиков: цифровые тренды в индустрии спорта

Фото  Chris Condon / Getty Images
Фото Chris Condon / Getty Images
Спортиндустрия сегодня — это динамичная высокомаржинальная среда. Она переживает революционные изменения, которые предоставляют уникальные возможности инвесторам для реализации новых проектов

Кубок Конфедераций, Чемпионат мира по футболу — в ближайшие несколько лет большой спорт плотно обоснуется на территории России. Затраты на подготовку и проведение ЧМ-2018 и Кубка конфедераций оцениваются в $13,2 млрд  и весьма весомые инвестиции запланированы на высокотехнологичные решения. Треть – непосредственно строительство и модернизация стадионов, 50%  - в  транспортную и коммуникационную инфраструктуры: гостиницы,  улучшение связи на спортивных объектах. Развертываются сети проводной связи с пропускной способностью до 6600 Гбит/с, в том числе для трансляции матчей, расширяются сети мобильной связи согласно требованиям FIFA (запланировано развертывание сети  для 600 000 абонентов на 12 стадионах в каждом из 11 российских городов проведения чемпионата).

Что же изменят технологии в жизни болельщиков и спортсменов? Как они уже трансформируют индустрию спорта и какие цифровые тренды мы наблюдаем сегодня?

На пути глобализации

 

Сегодня совершенно не обязательно покупать подписку на спутниковое ТВ, чтобы посмотреть как играет твой любимый клуб, если вдруг не успел купить билет или если это чемпиона в другой части света. Спорт и любимые спортсмены становятся все ближе, лояльность болельщиков растет, а участники индустрии продолжают осваивать новые возможности получения развития бизнеса.

За внимание болельщиков борются соцсети. И Facebook, и  Twitter недавно запустили онлайн-трансляции со стадионов на весь мир, разрушив тем самым многолетнюю монополию телевещательных компаний. Наполняемость спортивных арен  рухнула на 10-30%. Однако ТВ-стриминг пока проигрывает традиционному ТВ. Например, Superbowl-2017 в прямом эфире по ТВ смотрели 111,3 млн человек, а в мобильном приложении Fox Go – только 1,72 млн  или 1,5% от общей аудитории матча. Аудитория трансляции спортивного состязания в Facebook в среднем редко превышает 2 млн зрителей. Чуть лучше показатели у Twitter. Сеть в 2016 году купила  права на онлайн-трансляцию 10 матчей НФЛ за $10 млн. Twitter сосредоточился на наиболее популярных состязаниях —  НБА, НХЛ, НФЛ, теннисные турнир Уимблдона. Но только онлайн-трансляции НФЛ показали отличный результат: аудитория одного матча в среднем превышала 3 млн  посетителей, и 55%  из них были моложе 25 лет, а 25% — смотрели из других стран. Twitter получил доход от рекламы во время онлайн-трансляции НФЛ около $50 млн.

 

Спортивные клубы также не прочь откусить от пирога формирующейся в индустрии цифровой экономики. «Манчестер Юнайтед» разработал мобильное приложение, через которое начал продавать по подписке  за $6 в месяц эксклюзивный контент, рассказывающий о жизни клуба. Болельщик получает быстро эксклюзивный контент, это и показ тренировок, и интервью с игроками, и с великим тренером Жозе Моуринью, а клуб, следуя трендам, развивает доходность, которую, кстати не раскрывает, но считается самым дорогим в мире с армией в около 700 млн фанатов.

Получить атрибутику любимого клуба также сегодня стало весьма просто, буквально в два клика. Спортивные клубы последние годы стали открывать на своих сайтах онлайн-магазины с доставкой по всему миру. Такие уже есть у самых коммерчески-успешных клубов: Manchester United, Chelsea, Barcelona (совместно с Nike) и даже у российского ФК «Зенит». Например, одних только футболок в прошлом году ФК Barcelona продала через свой интернет-сайт более 3,5 млн штук на сумму свыше  290 млн евро.

Анализ поражений на пути к победе

 

Сегодня нет команды в спортиндустрии, которая не использовала бы статистику и аналитику данных. Неудачи и проигрыши могут дать хорошую пищу для размышления и основу для построения новой выверенной тактики игры. Победишь ты или проиграешь зависит не только от подготовки, но и от способности учиться на ошибках. Новые технологии вдохновляют спортсменов начинать сначала и не сдаваться.

Работа аналитической команды создает у спортсменов ощущение уверенности в своих силах и правильности своих действий. А это, в свою очередь, стимулирует человека показывать невероятные результаты. Состязания яхтсменов за Кубок Америки — яркое и зрелищное соревнование. В гонке участвуют 26-метровые  катамараны из углеродного волокна, которые развивают скорость до 75 км/ч. Они летят над поверхностью воды, приподнявшись на 1-2 метра на тонких подводных крыльях. Трудно поверить, но 600 датчиков для передачи информации, и моментальный сбор и анализ данных, позволяют так настроить жесткую площадь 600 квадратных метров парусов, что яхта разгоняется до скорости, которая вдвое быстрее ветра. Высокие технологии и работа аналитической команды на берегу позволяют добиваться невероятных результатов. Команда получает и анализирует множество данных с яхты — от скорости, силы и направления ветра до давления на парус и устойчивости судна. Береговая команда может предупредить экипаж об ошибке еще до того, как она может быть совершена. После гонки работа продолжается. Информация, собранная в базы данных, используется для улучшения тактики и стратегии в следующей регате. Анализ позволяет спортсменам не повторять ошибок, так неудачи превращаются в победы (кейс реализован при поддержке американского подразделения Oracle, компании автора — Forbes).

Баскетбольная команда Golden State Warriors признана лучшей в NBA по сбору и анализу информации от умных устройств. Она первой применила систему SportVU, которая собирала данные движения игроков и мяча с частотой 25 раз в секунду во время всей игры. Анализ статистики показывает, кто был активней, кто чаще и больше перемещался по площадке, делал передачи. После анализа полученных данных тренерский штаб вырабатывает тактику и стратегию, рассчитывает функциональность игрока, формирует основной состав, даже планируются фолы. Это помогает команде точно распределять свои силы на время всего состязания и точно знать, когда и кого заменить. В итоге баскетбольная команда Golden State Warriors закончила 2016 год с 72 победами. За всю историю NBA только одна команда смогла выиграть больше — 74 победы за один год. Домашняя арена команды по-прежнему заполнена на всех играх: количество предзаказов фанатов на покупку билетов на игры Golden State Warriors в новом сезоне достигла 32 000. Средняя стоимость билета на февраль 2017 года выросла в 1,6 раза до $80 по сравнению с январем 2016 года, как и доход арены команды — в 1,6 раза.  В итоге доход команды вырос в 1,5 раза до $305 млн  к февралю 2017 года.

Спортсмен как единица доходности клуба

 

Популярные игроки с помощью своих страниц в соцсетях уже сформировали многомиллионные армии преданных поклонников и сами стали основным поставщиком эксклюзивного контента в мире спорта. По данным медийного агентства  Opendorse , которая зарабатывает на продвижении атлетов в соцсетях, в 2016 году более 2000 профессиональных спортсменов разместили более 5000 рекламных сообщений в Twitter и около 133 профессиональных команд  опубликовали 750 рекламных твитов. Суперзвезда Real Madrid португальский футболист Криштиано Роналдо стал самым популярным спортсменом в мире: армия его поклонников составляет свыше 200 млн подписчиков в Facebook, Instagram и Twitter.  По данным  Opendorse, Криштиану Роналду за каждый рекламный твит зарабатывает более €230 000. Официальная страница в Facebook российской теннисистки Марии Шараповой насчитывает более 15 млн фанатов, и именно активность в соцсетях во время допингового скандала помогла спортсменке не потерять лояльность своей аудитории и сохранить важные рекламные контракты с Head и Nike стоимостью свыше $100 млн.

При этом спортсмены получили возможность дополнительной оценки собственной стоимости: аналитиками и тренерским штабом теперь учитывается не только результативность спортсмена, но и его популярность в соцсетях. Такая индивидуальная известность зачастую выше популярности команды. В итоге  растет посещаемость арен и стадионов, клуб привлекает больше рекламодателей, а значит растут заработки всех участников спортивной индустрии.  Например, текущая стоимость Топ-3 самых дорогих клубов NBA растет в год по 10-20%. Лидер — New York Knicks увеличил свою стоимость до $3,3 млрд (+10%), Los Angeles Lakers — до $3 млрд (11%), Golden State Warriors — $2,6 млрд (37%). В этот показатель входит и стоимость игроков, и домашних арен, и доход клуба. По словам бывшего игрока ЦСКА, заслуженного тренера РСФСР, телекомментатора Владимира Гомельского для поддержания конкурентоспособности клубов работает и «налог на роскошь», который владельцы клубов вынуждены выплачивать лиге, если превышают пороги зарплат.

Технологии полного погружения

Хотели бы вы сидеть на стадионе во время финала футбольного чемпионата? Или оказаться в кокпите болида в разгаре гонки Формула-1? И всё это без потери комфорта вашей гостиной? Технологии виртуальной реальности начинают осваивать как болельщики, так и клубы.

 

Компании, владеющие правами на спортивные телетрансляции, предоставляют новые услуги, которые позволяют  полностью погрузиться в мир спортивного шоу, пережить эмоции игроков и болельщиков, как если бы вы находились на поле или игровой площадке, за рулем болида или на трибуне. Например, компания FOX Sports недавно подписала контракт NextVR, с лидером на VR-рынке в США, по которому компания должна производить VR-контент. Экспериментируют с виртуальными трансляциями NHL и NBA, и NFL. Национальные ассоциации хоккея, баскетбола и футбола также подписали контракты с NextVR. Цифры контрактов не раскрываются, но партнеры признают, что они пока только в начале пути и доля VR на рынке телетрансляций ничтожно мала. В NBA и NextVR также не  говорят, как много поклонников смотрят  VR-игры. Доход можно лишь пока оценить, поскольку и вложиться в дополнительные устройства придется: гарнитура Samsung VR за $99,99 и совместимый с VR телефон Samsung, а также скачать приложение NextVR, подписку на пакет NBA League Pass по $6,99 за игру. При этом пакет позволяет просматривать игру NBA на экране телевизора, компьютера или мобильного устройства.

NextVR подписывает новые контракты на право трансляций с самых популярных национальных турниров. Так, с сентября 2016 года можно смотреть онлайн VR-трансляции и с американского теннисного турнира US Open. Компания активно продвигает свои услуги на рынке трансляций США второй год, но намерена расширить свое присутствие и в других странах. Инвесторы уже поверили в ее потенциал. В августе 2016 года компания объявила о новом раунде привлечения средств: было собрано около $80 млн от инвесторов в Азии для выхода на рынок трансляций в этом регионе.

Умные устройства

 

Скорость и время по-прежнему остаются важными составляющими успеха и в подготовке к соревнованиям. Но сегодня для точной оценки спортивной формы используются датчики, которые крепятся к телу. Тренировки сопровождаются онлайн-передачей различных данных о состоянии спортсмена на компьютер тренерского штаба —пульса, давления, сожженных калорий, пройденного расстояния, скорости движения, силы столкновений и т.д.

С 2013 года  IT-решения на основе GPS стали применять в регби: команды Шотландии и Ирландии подписали многолетний контракт с компанией Catapult. Разработка Catapult размером со спичечный коробок крепится к поясу, который игроки регби носят под майкой во время игры или тренировки.

Технологии из индустрии профессионального спорта успешно передаются и в массовый спорт. Одно из таких применений — фитнес-браслеты. Профессиональные устройства сигнализируют атлету об ухудшении его спортивных результатов, физической активности помимо отслеживания таких ставших стандартными  параметров, как пульс, калории, расстояние. Лидер рынка Fitbit, с момента выпуска своих первых устройств в 2009 году, через шесть лет  вышел на биржу и привлек $732 млн от инвесторов в 2015 году, а стоимость всех акций компании превысила $4,1 млрд.

 

Успешно используются высокие технологии и в спортивной медицине для восстановления формы. Так, недавно легкоатлет Джилл Хьюм получил перелом ключицы на велоучастке в триатлоне. После операции он смог быстро восстановиться благодаря удаленному онлайн-контролю врача и ультразвуковому устройству, которое ускоряло заживление тканей. Данные с датчика о нагрузке травмированной ключицы передавались врачу, который давал рекомендации по интенсивности и сложности тренировок.

С приходом в спорт высоких технологий  болельщики получили возможность настраивать  досуг под свои желания и потребности,  спортсмены — эффективней тренироваться для достижения  высоких результатов, а инвесторы — зарабатывать на новых проектах в спорте. Индустрия спорта оценивается консалтинговой компанией A.T. Kearney в $480-620 млрд и в ближайшем будущем может вырасти многократно. Спортиндустрия сегодня — это динамичная высокомаржинальная среда. Она переживает революционные изменения, которые предоставляют уникальные возможности инвесторам для реализации новых проектов – будь то разработка и внедрение приложений, умных-устройств, продажа билетов или товаров, или VR-трансляции спортивных состязаний. Каждое из этих направлений оценивается в десятки миллиардов долларов и дает возможность заработать тем, кто оказывается инновационным.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+