К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Избушка, избушка, повернись ко мне передом: перспективы рынка умных домов

Фото Samsung SmartThings
Фото Samsung SmartThings
«Умные дома» пока не вышли из стадии бета-тестирования, но интерес к технологиям в этой сфере потребителей явно растет

Прогнозы рыночных аналитиков (например, Transparency Market Research) двухлетней давности предрекали значительный (десятки процентов) CAGR (compound annual growth rate – базовый среднегодовой показатель роста инвестиций за определенный промежуток времени без учета волатильности) в период с 2015 по 2023 годы на рынке «умных» домов (smart homes, connected homes) в результате массового внедрения высокоскоростных 4G LTE сетей, облачных технологий и широкой номенклатуры представленных на рынке IoT-устройств.

Сезам, откройся!

Консалтинговая компания McKinsey&Company проанализировала около 3000 домашних хозяйств в США относительно их заинтересованности в технологиях умных домов, и ее аналитики полагают, что цельное видение проекта умного дома только начинает более-менее появляться у потребителей. При этом большая часть конечных пользователей все-таки пока не понимает потенциальных преимуществ этих технологий. Считается, что умные дома способны покрыть все сферы жизнедеятельности: от управления освещением и энергопотреблением до систем безопасности и развлечений. Очевидно, что в центре экосистемы умного дома скорее всего будет находиться искусственный интеллект (ИИ), понимающий естественную речь, способный вести диалог с пользователем и понимать команды голосового управления (по крайней мере, на бытовые темы: «Какая сегодня погода?», «Cделай температуру повыше!» и т.п.). Именно ИИ будет посредником между человеком на верхнем уровне и полевыми IoT-устройствами на низком уровне в процессе управления зданием и его инфраструктурой. Когнитивные способности ИИ будут постоянно повышаться за счет связи с облачным сервисом.

 

Понятие «умного» дома уже имеет за собой определенную историю. Например, работа исследователей из Sustainable Real Estate Research Center при Hong Kong Shue Yan University предлагает следующую классификацию поколений умных домов: 1) поколение, основанное на применении беспроводных протоколов Bluetooth и Zigbee; 2) дома, управляемые искусственным интеллектом; 3) дома, функционирование и обслуживание которых осуществляется домашними роботами (например, Roomba). Сегодня на рынке представлены устройства всех трех поколений, по многообразию коммуникационных протоколов и их сопряжению скоро можно будет публиковать каталоги, но единого системного подхода к задаче комплексной автоматизации пока не существует. Рынок в данный момент чрезвычайно сегментирован с точки зрения технологий и протоколов. Возможно, в ближайшее время ситуация начнет меняться к выработке каких-то единых стандартов, поскольку интерес к этой проблеме проявляют ИТ-гиганты уровня Google (покупка производителя термостатов Nest в 2014, смарт-динамик Google Home) и Amazon (смарт-динамик Echo и персональный ассистент Alexa с функциями голосового управления). Крупные производители бытовой электроники также не остаются в стороне: LG Hub Robot (аналог Amazon Echo/Google Home) и Samsung SmartThings (проект комплексной автоматизации, включающий мобильное приложение, хаб и спектр подключаемых устройств) представлены сегодня в этой экосистеме.

 

Основным рынком умных домов является рынок Северной Америки, за ним следуют страны азиатского региона (Китай, Индия, Япония) и Ближнего Востока (ОАЭ). Так, в 2015 году в США было 17 млн домов с подключенными устройствами, в 2016 – 22 млн, в 2017 ожидается 29 млн. CAGR этого рынка в США составляет 31%. IoT-устройства чаще всего используются для систем безопасности (11%), интеллектуальных счетчиков (6%), бытовой техники (4%), систем мониторинга за здоровьем (3%) и мультимедиа-систем (3%). Наибольшим спросом умные дома пользуются среди американских семей с годовым доходом, превышающим 100 тыс. долларов.

McKinsey&Company приводит интересную статистику о причинах, по которым потребители, не имеющие в данный момент подключенных устройств в своем доме, не заинтересованы в их покупке. Так 66% респондентов отмечают высокую стоимость устройств; 39% не уверены в качестве продукта; 37% считают, что технология еще «сырая»; 27% беспокоятся о безопасности данных; 24% считают, что «мониторинг безопасности»/«потребление ресурсов»/«данные об активности в течение дня» не очень важны; 22% не видели необходимости в установке подобного рода устройств до настоящего момента. В целом, надо отметить, что большинство респондентов беспокоится о вопросах безопасности, но, тем не менее, это не остановит их от покупки (лишь 2% реально боятся хакеров).

Кому игрушка, кому дом родной

 

Среднестатистический покупатель готов платить за подключенные датчики дыма, самообучающиеся термостаты и весы, но куда меньше оптимизма вызывают у него системы селективного доступа в здание, оросители газонов и трекеры сердечных сокращений. Встречаются еще более оригинальные предложения на рынке подключенных устройств для умных домов. Например, компания Kérastase представила в начале 2017 года на ежегодной выставке бытовой электроники Consumer Electronics Show (CES) в Лас-Вегасе «умную» расческу Hair Coach, которая определяет структуру волос, степень их повреждения и т.д. На рынок устройство поступит в середине 2017 года по цене $200. Есть ли будущее у таких устройств? Возможно. Но, если массовый покупатель не готов пока платить за трекеры сердечных сокращений, то перспективы расчесок по таким ценам становятся куда более туманными. Надо отметить, что CES 2017 вообще прошла под лозунгом «катапульты подключенного мира» и «подключим все ко всему», а Гари Шапиро, CEO в Consumer Technology Association, которой принадлежит марка CES, заявил, что «Наша индустрия улучшает мир за счет соединения (connectivity) и инноваций». CES  – это мероприятие с 50-летней историей, посещаемое, в том числе, многими мировыми политиками.

Одним из основных преимуществ умных домов, безусловно, является предлагаемый уровень комфорта. Увеличение продолжительности жизни и рост численности стареющего населения в мире предъявляют свои требования к безопасности, простоте систем управления и легкости физического доступа в жилое помещение. Последнее особенно важно для американских и европейских стариков, поскольку западные пенсионеры заранее начинают заботиться о своей старости и стараются максимально долго сохранить свою автономность. Также надо отметить, что это наиболее платежеспособная часть западного общества. Поэтому гериатрический фактор может стать одним из определяющих на рынке умных домов. Более молодая и активная часть населения также заинтересована тратить как можно меньше времени на решение бытовых вопросов. Очевидно, что автономный робот-пылесос и подключенный к интернету холодильник могут существенно облегчить жизнь человека, который провел 8-10 часов в офисе и пару часов в пробках или общественном транспорте.

Предлагая, помогай

На данный момент ситуацию на рынке умных домов можно представить следующим образом: для благой цели унификации существующих N коммуникационных протоколов, как правило, разрабатывается (N+1)-ый протокол, тем самым ухудшая и без того нелегкую ситуацию в лабиринте умного дома. Несмотря на очевидные потенциальные преимущества технологий умных домов есть ряд серьезных факторов, препятствующих их распространению. Это и высокая стоимость, и ограниченный спрос со стороны конечных потребителей, и долгий жизненный цикл устройств автоматизации.

 

Подавляющее большинство потребителей на массовом рынке будет ждать пока используемое устройство (например, счетчик воды или электроэнергии) выйдет из строя, и только затем задумается о его замене более интеллектуальным устройством, да и то при условии, что его высокая цена несет потребителю какую-нибудь выгоду. В данной ситуации разницу в стоимости (или вообще полную оплату) может на себя взять заинтересованная компания (например, оператор электросетей или магистральных газопроводов). Здесь можно привести пример французского газового оператора Engie, который вместе со своей дочерней компанией GRDF взял на себя все расходы по замене старого поколения газовых счетчиков населению на современные IoT-счетчики, показания с которых считываются дистанционно, позволяя при этом с помощью предиктивной аналитики и машинного обучения идентифицировать аномалии в паттернах потребления газа и потенциальные поломки газового оборудования. Таким образом, компания несет IoT в массы, косвенно подталкивая к развитию и сектор умных домов.

Заключение

Пока сектор умных домов (в полном смысле этого термина) все-таки остается прерогативой состоятельных клиентов (известный любитель умных домов – Марк Цукерберг), для которых куча датчиков по всему дому является дополнением к уже существующим гаджетам. В настоящий момент можно констатировать, что сектору умных домов пока не удалось перейти с уровня бета-тестирования (early adopters) на уровень массового потребления (mass market). Но тенденции, тем не менее, положительные, а прибыли могут быть весьма ощутимыми.

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+