К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

На два дня «с головой»: как хакатоны могут помочь бизнесу?

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Хакатоны приходят в отрасли, не связанные с ИТ. С точки зрения маркетинга они дают возможность общаться с аудиторией ближе, чем с помощью рекламы, а с точки зрения бизнеса — становятся площадкой для проверки продуктовых гипотез и инструментом для поиска новых кадров и мотивации персонала.

Хакатоны как формат и явление однозначный мировой и российский тренд. По данным it-events.com количество хакатонов в России с 2012 года по 2016 увеличилось более чем в два раза. Заметно чаще стали искать такие события как в России, так и за рубежом, о чем говорит статистика поиска «Яндекса» и Google. Для крупных IT-компаний хакатоны стали стандартным инструментом для решения технологических, а также PR- и HR-задач. Небольшие IT-компании не отстают от гигантов, а на не IT-рынках история только начинается.

Как бизнес может использовать хакатоны для решения своих задач? Как оценить сроки, бюджет, команду и риски?

Что такое хакатон и откуда он пришел

 

Хакатон — мероприятие, на котором за 48 часов разработчики разных специализаций вместе с экспертами из других областей находят технологическое решение какой-либо проблемы. В результате создаются приложения или их прототипы. Продолжительность хакатона может варьироваться в зависимости от задач.

Впервые термин «хакатон» появился в 1999 году. В компании OpenBSD собралось десять разработчиков, чтобы написать вместе программу для криптографии. В том же году в компании Sun термин прозвучал на конференции JavaOne, где на языке Java требовалось написать программу, которая свяжет по инфракрасному порту пользователей PalmV.  Условно к формату хакатонов можно отнести «тусовки» программистов ещё в 1970-ые годы. На этих встречах формировались сообщества программистов, а впоследствии — известные технологические компании, например, Apple.

 

Массово хакатоны появились в 2000-х,  на них обратил внимание бизнес. Они стали способом быстрой разработки новых решений, в которые можно инвестировать. На хакатонах были созданы некоторые действительно успешные компании — например,  GroupMe появилась на хакатоне конференции TechCrunch Disrupt 2010, а в  2011 году она была куплена Skype за $85 млн.

IT — гиганты и хакатоны

Facebook —  компания, где хакатоны стали частью корпоративной культуры. Это логично, учитывая, что основная идея компании появилась на тусовке разработчиков в общежитии Гарвардского университета. С развитием компании хакатоны из спонтанных стали системными элементами внутренней культуры. Сейчас на хакатоны приглашаются все желающие сотрудники, в том числе интерны. На хакатоны в Facebook собирается до 500 человек.  Есть мнение, что Facebook не был бы таким как он есть, если бы не проведение внутренних хакатонов. Многие известные возможности соцсети были придуманы и разработаны на таких мероприятиях. Например,  сотрудники именно на хакатонах придумали  кнопку Like, тегирование (mention) людей в комментариях, Таймлайн (хронику). В Facebook считают, что мелкая фича может не стать крупным проектом, но может быть полезна миллионам пользователей. Яркий пример — тегирование пользователей. Кажется, сейчас мы не представляем общение в соцсетях без этого новшества — и не только в Facebook.

 

Google проводит много открытых хакатонов для разработчиков в поддержку своих технологий. Например, хакатон о TV в Лондоне. Или участвует партнёром в крупных хакатонах, например, AngelHack. Компания сотрудничает с властями. Например, в Колорадо Google участвуют в хакатоне Go Code Colorado. Мероприятие проходит под девизом «Build apps, build businesses, build Colorado», разработчиков привлекают к созданию решений на основе открытых данных властей.

В Apple, судя по открытым источникам, хакатоны не проводят. Но это не мешает фанатам проводить свои хакатоны вокруг технологий Apple, например, Apple Watch.

Хакатоны в России 

Сейчас для многих технологических компаний, инвесторов и сообществ разработчиков хакатоны стали рабочим инструментом. В России, безусловно, тоже присматриваются к нему.  По информации сайта it-events.com, с осени 2012 года в России прошло более 300 хакатонов. Это как IT, так и мероприятия на стыке IT и других областей бизнеса и науки. По запросу «Хакатон» («хакатон»/«hackathon» ) на «Хабрахабр» (коллективный блог IT-специалистов  и самая большая площадка для продвижения  событий в этой сфере)   — 792 поста. После беглого просмотра списка можно выделить 179 cобытий, которые были проанонсированы с 2011 года.

Были попытки появления  первых специализированных игроков, компаний-организаторов.  Студия Михаила Кечинова, например, из хакатонов сделала бизнес и в рамках федерального проекта HackDay провела 42 хакатона с 2009 по 2016 год. Но, по всей видимости, проект закрылся.

 

В России мировые технокомпании обычно проводят хакатоны в рамках федеральных проектов или туров. Microsoft делает хакатоны об Azure и Windows 8, а вместе с Intel хакатон об интернете вещей. Компания проводит хакатон Ночь кодирования в рамках свой конференции DevCon. Google устраивает хакатон в рамках программы «Вперёд вместе с Google». А вот Facebook отметился единожды. Samsung в своё время активно продвигал платформу Tizen через формат хакатонов.

Российские компании не отстают: много хакатонов проводит Яндекс, например хакатоны по анализу данным, фронтенд- и мобильным технологиям. ВКонтакте ежегодно проводит свой хакатон. «2ГИС» (компания, которую представляет автор, — Forbes) проводит ежегодный хакатон по созданию городских приложений. Apps4All проводит в России хакатон с мировым именем AngelsHack и хакатон на стыке культуры и технологий «Культурный код». Правительство Москвы проводит хакатон по открытым данным.

По каким целям бьет хакатон

  • Подбор нового персонала

Базовая, но сложная задача на перегретом рынке IT-специалистов — найти новых сотрудников и оценить их не по резюме и собеседованию, а сразу в деле, как менеджеров проектов/продуктов, тимлидов и разработчиков. В качестве примера можно привести хакатоны «Сбербанк-Технологий», где победителям дают возможность трудоустройства. Трудоустройство может и не заявляться в качестве одного из возможных бенефитов ивента, но у организаторов и часто партнёров остаётся база данных участников и обратная связь по результатам питча, командной работы и демо.

 
  • Мотивация сотрудников 

Разработчики устают от основной работы, какой бы хорошей она не была — у задач всегда есть сроки и определенный стек технологий. На работе не всегда находится место экспериментам, поэтому разработчики придумывают свои собственные («pet»)-проекты и делают их по вечерам дома.

Хакатон может направить эту энергию на пользу компании и повысить мотивацию сотрудников. Разработчики получают возможность предложить любую идею и технологию, поработать с коллегами из других команд. Например, на первом хакатоне в «2ГИС» мы сделали — просто «ради фана» — рейтинг домов PinRate. Проект давно зрел в головах сотрудников, он был реализован на наших данных  и пошел на пользу продвижению компании.

  • Проверка гипотез

Хакатон может быть полезен, когда в рабочем графике нет времени проверить какую-то продуктовую гипотезу. С другой стороны, даже если вставлять в машину разработки новые спорные возможности продуктов, время до их релиза сильно увеличивается из-за накладных расходов— планирования, параллельного выполнения других задач, выходных. В хакатонах есть реальное ограничение в два дня — это хороший критерий «живучести» идеи. Два наших последних  хакатона были направлены как раз на проверку продуктовых гипотез. Так появился проект приложения для бар-хоппинга и приложение «Такса» для выбора лучшего по времени и стоимости такси. Мы анализировали, какой отклик находят продукты у аудитории, — это показатель,    востребована ли идея и стоит ли она того, чтобы попасть в основной продукт.

  • Пиар технологий

Очень популярная цель для многих технологических компаний. На фоне расцвета API и OpenSource. Основная идея в том, чтобы собрать участников создавать приложения на заданном технологическом стеке, который продвигает компания-организатор. Например, в своё время Intel и Samsung активно продвигали Tizen ( мобильная операционная система от Samsung на базе Linux — Forbes) через хакатоны.  Сейчас Intel продвигает через хакатоны платформу Edison — это устройства для интернета вещей. Microsoft — облако Azure и мобильные платформы Windows (в прошлом). Google использует хакатоны для расширения сообщества Android-разработчиков.

 

Не-IT хакатоны

Мода на хакатоны вышла за рамки IT. Создавая междисциплинарный хакатон (не только технический), можно привлечь опытных разработчиков в далёкую от IT сферу. Например, в областях культуры («Культурный Код») и ЖКХ («ЖКХак»). За рубежом хакатоны проводятся спортивными организациями, например, в футболе и баскетболе. В Аргентине практикуют агрохозяйственные хакатоны — для того, чтобы с помощью новых технологий и междисциплинарного взаимодействия решать проблемы сельского хозяйства. Есть свой хакатон и у ИКЕА.

План хакатона «на салфетке»

Так как в России компании только начинают работать с хакатонами, думаю, будет полезно рассказать о механике проведения.   Мы провели три хакатона за два года. Один внутренний и два внешних в Новосибирске и Москве. Тема последних хакатонов — приложения, которые помогают жить в городе. Главная цель — это проверка продуктовых гипотез. Дополнительно мы решали задачи по поиску новых идей, мотивации сотрудников из R&D и привлечению новых людей в команды.

 
  • Поиск тем

Как мы определялись с темами?  Идеи были из двух источников — из внешних заявок и идеи менеджеров продуктов. Внешних заявок обычно много, но до питча доходят не многие. Надо быть в контексте потребностей жителей и принципов работы приложений, чтобы предложить стоящую идею. Большая часть родилась внутри компании.  Не стоит рассчитывать, что внешняя аудитория хорошо разбирается в вашей бизнес области. Всегда стоит иметь в запасе экспертов (внутри или снаружи), которые предложат темы.

Критерии отбора тем: (фактически как и для любого нового продукта)

  • Какую проблему решает приложение и есть ли потребность в нём у целевой аудитории.

  • Целевая аудитория. Может быть очень узкая (нишевое приложение) или совсем широкая (для всех и значит ни для кого).

  • Как приложение будет зарабатывать.

  • Как приложение будет наращивать аудиторию и распространяться.

  • Техническая реализуемость (машину в будущее ещё не построили, Blutooth-биконы мало где установлены, у среднего жителя города телефон с китайским Android)

Команда организаторов и команды участников

Команда организаторов состоит из менеджера (всё держит под контролем и отвечает за маркетинг), экспертов (оценивают идеи и результаты), комьюнити-менеджера  (решает коммуникационные вопросы) и технической команды (делает сайт, размещает информацию). Очень важно в команде иметь внутренних экспертов, которые занимаются отбором и уточнением тем. У нас это была команда менеджеров продуктов.  Нужно понимать, что от качества идеи зависит весь хакатон. Откровенно слабые идеи не найдут поддержки у жюри. Откровенно сложные не дойдут до прототипа.

 

Важно создать единое информационное поле. Мы сделали Slack-чат и общую почту. В чате были каналы, где команды искали себе специалистов (разработчиков, дизайнеров, менеджеров) или участники искали себе команду. У нас комьюнити-менеджер также стимулировал тимлидов (авторов идей) собрать команду. Одна из забот комьюнити-менеджера — чтобы команда собралась и вышла на хакатон.

Жюри стоит подобрать так, чтобы компетенции его представителей охватывали все сферы, связанные с темами проектов. Мы пригласили предпринимателей с опытом запуска городских приложений (идеи и монетизация), маркетологов и пиарщиков (продвижение), городские власти (данные, продвижение), технических экспертов (техническая реализация).  У жюри тоже должен быть куратор. В нашем случае это был менеджер проекта. Задача куратора состоит в том, чтобы собрать жюри на питче, демо и на консультациях, и главное — помочь в финале выбрать победителей, ведь мнения часто расходятся. Не стоит приглашать экспертов только из одного блока (бизнес, продвижение, технологии) или из одной компании. Выбор будет смещен в сторону экспертизы жюри.

  • Формат

Оптимальный вариант — честные два дня работы. И большую часть оперативной работы надо сделать заранее — укомплектовать команды, договориться с жюри, заказать кейтеринг, подумать о местах отдыха и сна. По нашему опыту, лучше проводить хакатоны с вечера пятницы до вечера воскресенья.  Вечер пятницы — знакомство и питчи (по 3-5 минут, причем  структуру питча спикерам стоит дать заранее, нужно время на подготовку), начало работы над проектами.  В первый день — основная работа, важно включить и блок рекомендаций от экспертов, которые могут изменить вектор  разработки приложений  (так что консультации стоит поставить пораньше).  Во второй день — завершение работы,  часто через отказ от части функционала, чтобы успеть показать что-то работающее. Важно заложить время на подготовку презентаций,  отдельный важный процесс — слайды, речь, прототип. Завершение — демо, голосование,  награждение, афтепати

  • Призы и бюджет

Не стоит мельчить с призами, они должны мотивировать. Для нас был ориентир в месячную зарплату хорошего разработчика. Сделайте несколько номинаций — лучший проект, лучшие технологии и несколько номинаций для «фана» или от партнёров, чтобы победителей было больше.

 

Окупаются ли хакатоны?

Хакатоны — достаточно легкий формат для проверки гипотез, повышения мотивации разработчиков внутри компании и знакомства с новыми разработчиками на рынке. В нашем случае бюджет хакатона составляет 300 000 — 500 000 рублей при проведении его на наших площадках. И в Москве, и в Новосибирске мы проводили мероприятие в нашем офисе. В команде организаторов было 5 человек: менеджер проекта, три продакт-менеджера для отбора идей и контент/комьюнити-менеджер. Ищите партнёров, которые смогут предоставить призы (гаджеты). В нашем случае мы помогли M.Видео рассказать о линейке IoT-устройств на аудиторию IT-специалистов, а M.Видео помогли нам с призами.  Последние два хакатона мы собирали по 20-30 команд (уже после отсева), большая часть из них доходила до демо. Мы считаем это очень хорошим показателем.

Хакатон нацелен на решение полезных для компании задач, но при этом вполне может стать добрым делом и помочь технологически улучшить отрасль, решить проблемы пользователей. Нам приятно, что мы помогли появиться на свет нескольким проектам, о которых авторы давно мечтали, но не находили времени ими заняться вплотную. На хакатоне они смогли сделать их и запустить. Возможно, кто-то уже ушёл дальше и приносит пользу городам своей идеей.  Если у вас давно зреет бизнес-идея, вполне возможно, что хакатон будет подходящим инструментом быстро проверить ее и запустить.

Что дальше?

 

Данные Google Trends и Яндекс Wordstat показывают рост популярности хакатонов. В мире тренд более динамичный и ярко выраженный.

В России — с сезонными пиками.

Если рассматривать количество хакатонов, то тренд более явный. Падение было в 2015, но всё объясняется экономическим кризисом.

Очевидно, что всё больше компаний будут использовать и адаптировать формат хакатона для своих задач. Хакатоны будут проникать в работу компаний и вне сферы IT, первые шаги уже заметны. Всё это —  проявление глобального тренда, когда IT задаёт моду для других областей (вспомним хотя бы приход agile в финансовый сектор и  в производственные бизнесы).   На мой взгляд, причина такого развития событий в том, что аудитория брендов всё меньше готова «смотреть»,  для нее все более важно коммуницировать  с брендом или компанией, вести диалог. Контактировать не с баннером или лендингом, а людьми, продуктом и культурой компании. Видеть не рекламные сообщения, а проявление ценностей компании. Поэтому хакатоны для компаний в разрезе маркетинга могут стать новым каналом коммуникации с внешней аудиторией и заменить традиционные конференции, а в разрезе бизнеса — площадкой для проверки продуктовых гипотез и инструментом для поиска новых кадров и мотивации персонала.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+