К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как IT-технологии приходят на рынок корпоративных оздоровительных программ

Фото DR
Фото DR

Борьба за интеллектуальный ресурс и удержание квалифицированного персонала становятся важнейшим фактором конкуренции крупных компаний и корпораций. Поэтому здоровье и трудоспособность сотрудников – один из главных активов и статей расходов глобальных компаний как с точки зрения инвестиций, так и убытков.

На классические модели заботы о здоровье, которые фактически базируются на медицинской страховке, только в США уходит около $1 трлн ежегодно. Этот «статический» подход позволяет бороться с уже возникшими заболеваниями и их последствиями. Хотя болезни, как пожар – их легче предупредить, чем потушить. Так, например, по оценкам экспертов, расходы на предотвращение сахарного диабета 2-го типа или онкологии 2-3 раза ниже, чем на лечение этих заболеваний.

Поэтому сегодня большой бизнес инвестирует огромное количество ресурсов в разработку и адаптацию, программ в области wellness-services (корпоративных программ заботы о здоровье сотрудников), которые направлены на предотвращение или снижение вероятности наступления того или иного заболевания.

 

Речь идет не только и не столько об пропаганде здорового образа жизни среди сотрудников (борьба с вредными привычками, управления весом и питанием), но и о поиске профилактических программ и скринингов для выявления маркеров – ранних предикторов острых состояний. Экономический смысл реализации программ wellness-направленности заключается в том, чтобы путём повышения общего уровня здоровья, физического и психического сотрудников добиться снижения затрат по ДМС и потерь, связанных с отсутствием персонала по болезни.

Так, например, британское правительство подсчитало, что из-за болезней «теряется» около 140 млн рабочих дней в году, и более 300 000 человек обращаются за выплатами по болезни. Один из планов по реформированию подходов к профилактике подразумевает на первом этапе экономию £400 млн компаниям и £300 млн – бюджету Великобритании.

 

В то же время, чтобы достичь уровня окупаемости инвестиций (ROI) на уровне $3,27 на каждый вложенный доллар необходимо вложить, по разным оценкам, от $150 до $400 в здоровье сотрудника. В усреднённом случае можно говорить о появлении ощутимого стабильного результата после двух лет реализации программ в области wellness-services.

Раньше тренд в corporate wellness задавали производственные компании, ибо потеря высококвалифицированного специалиста в нефтедобывающей сфере или металлургии очень дорого обходятся компаниям. Сегодня же к поиску превентивных, динамичный моделей защиты здоровья сотрудников присоединился и непроизводственный сектор. Связано это в том числе с частыми болезнями определенного класса сотрудников — тех, кто постоянно перегружены и потому страдают от  переработок, стрессов и депрессии. В США только из-за последствий депрессии работодатель тратит до $20 млрд.

Государство также начинает постепенно бороться с этой проблемой – и пока весьма радикальным способом. В США недавно на рассмотрение Комитета по вопросам образования и труда был предоставлен законопроект, предусматривающий серьезные штрафы для сотрудников, которые отказываются проходить генетическое тестирование в рамках программ corporate wellness. По словам, создателей этой инициативы, подобные меры позволит предоставить людям подробный план о заботе о своем здоровье и снизить расходы на медицинское обслуживание.

 

Этими настроениями уже успели воспользоваться молодые компании и стартапы в области медицины и IT. Лидерами в этой отрасли являются предприниматели из стран, где одни из самых больших расходов на медицинскую страховку – речь опять идет о Великобритании и США.  На текущий момент наиболее успешной на рынке современных решений в области Wellness-программ является американская компания Welltok, которая предоставляет услуги по внедрению корпоративных программ управления здоровьем.

Общий объем привлеченных компанией инвестиций составил более $160 млн. Одним из инвесторов компании стала IBM. Компания IBM не только вложилась в проект, но и рассчитывает на применение в рамках работы WellTok собственного продукта Watson, который будет выполнять функции прогнозирования и оптимизации программ с применением методов машинного обучения.

Как работает Welltok? Сотрудник сразу после регистрации в программе проходит подробный опросник, который классифицирует его к определенной группе здоровья в соответствии с индивидуальными рисками заболеваний. Эта информация обрабатывается — и в его личном кабинете появляется персональный набор рекомендаций и инструментов по снижению рисков.

Кроме того, система агрегирует и анализирует информацию с трекера (например, Apple Watch), что позволяет сотруднику — повышение физической активности, снижение веса и тд. В свою очередь работодатель получает деперсонализированные отчеты о действии своих сотрудников в системе, их прогрессе и таким показателям как продуктивность и абсентеизм.  Это все должно помочь компании планировать затраты и формировать запросы к страховым.

Похожий продукт с системой мониторинга основных показателей (давление, физическая активность, уровень стресса) создала другая американская компания — Provata Health. Среди основных ее инвесторов — Национальный Институт Здоровья (NIH) и Орегонский Университет Науки и Здравоохранения (OHSU). Cистема представляет собой социальную сеть, которая дает возможность обмена информацией и сравнения собственных показателей и прогресса с другими сотрудниками компании. Клиентами Provata Health числится более чем 200 000 человек, включая сотрудников обслуживаемых компаний и их родственников. Клиентами компании являются более чем 1000 работодателей, включая адвокатские конторы, пожарные команды и исследовательские организации.

 

Основная особенность проекта — ориентация на групповые методики вовлечения в здоровый образ жизни и применение технологий виртуальной реальности. В частности, сотрудники делятся на отдельные группы людей, где каждый отвечает за свой результат не только перед самим собой, но и коллегами. В случае с VR-решениями одно из приложений позволяет сотруднику в свой перерыв подключить к смартфону очки дополненной реальности, которые позволяют пользователю погрузиться в специальную программу медитации и управления стрессом. В ходе таких «виртуальных» медитаций ведется контроль показателей с носимых устройств (сердечный ритм, уровень стресса) и далее в динамике сотрудник может отследить эффект от таких практик.

Другой американский проект, компания Wellness corporate solutions ко всем внедряемым по корпоративным программам по управлению здоровьем добавила широкую панель биохимических тестов, результаты который анализируются для определения рисков и персонализации профилактических мер. Это позволяет делать систему более динамичной. Например, в случае раннего выявления повышенного холестерина сотруднику назначают специальный скрининг и комплекс мер по снижению рисков сердечно-сосудистых заболеваний.

Британская компания Newtopia пошла иным путем – основной акцент был сделан на геномных технологиях и принципах персонализированной медицины. Работа компании основана на сборе генетической информации с клиентов для подбора индивидуальных планов физических упражнений, программы питания и других методик улучшения состояния пациентов.  Своим пользователям Newtopia предоставляет персональных «тренеров по здоровью», которые в онлайн режиме ведут человека по индивидуально разработанному плану. Компания провела исследование вместе с крупной страховой компание Aetna Health, в рамках которого сотрудники с метаболическими нарушениями были разделены на две группы — одни вели стандартный образ жизни, другие — следовали рекомендациям в группе риска или с первичными признаками метаболических нарушений.   В итоге, компании, чьи сотрудники выполняли предписания, смогли сэкономить около $1400 из «медицинского» бюджета на каждого сотрудника в год. Суммарный объем инвестиций в компанию составляет более $12 млн, основная часть которых получена от инвестиционной компании компаний Bloom Burton Co. (инвестиции в сфере здравоохранения) и Argo Group (страхование, инвестиции). 

Корпоративное управления здоровьем сотрудников – отрасль, где наша страна отстает вместе со всеми. Даже такие гиганты, как General Electric и Johnson &Johnson, занимавшиеся разработкой подобных проектов с 70-х годов, достаточно быстро достигли предела эффективности таких программ. Основная причина в том, что у самих компаний связаны руки в том, чтобы более детально заниматься здоровьем сотрудников, так как существуют естественные ограничения на доступ работодателей к медицинским данным.

 

Крупнейшие российские работодатели, которые не имеют внутренних медицинских служб, – банки, головные офисы нефтяных и других производственных компаний в среднем тратят в год от 500 млн до 3 млрд рублей на ДМС и внутренние мероприятия по оздоровлению коллективов. Российские компании в целом, как и международные, пытаются внедрить динамический подход, тестируют те или иные инструменты или решения. Одни делают акцент на уже хорошо известных корпоративных механизмах — тренингах по здоровому образу жизни, различных спортивных активностях (постоянных марафонах, фитнес-картах, создание команд по различным видам спорта). Другие — реализуют индивидуальные программы для топ-менеджмента,  в числе которых сбор данных через трекинговые устройства, индивидуальные программы в корпоративных санаториях, системы персональных врачей.

Роснефть, например, еще в 2009 году запустила масштабную кампанию по защите здоровья сотрудников. Она включает проведение ежегодных медицинских осмотров, организацию санаторно-курортного лечения, пропаганду и стимулирование здорового образа жизни. По последним данным, около 200 000 сотрудников компании обеспечены медицинскими полисами, поэтому отдельный акцент сделан на профилактических мероприятиях и скринингах сотрудников. При этом, в корпоративных спортивных соревнованиях участвуют несколько десятков тысяч человек.

Есть некоторые крупные компании, которые пошли несколько иным путем – начали разрабатывать комплексные платформы по управлению рисками здоровья персонала. Но речь пока не идет о системах по оценке индивидуальных рисков здоровья, скорее — разработке личных кабинетов, где сотрудники могли найти всю информацию о доступной медицинской помощи – ее объем, список клиник и другую полезную информацию.

Как и в других странах, вместе со спросом на корпоративные программы растет и количество стартапов, которые готовы как забирать часть функций по защите здоровья, так и предлагать комплексные решения. Пока серьезных игроков нет, одни компанию решают какую-то узкую задачу, например, контроль и управление стрессом, другие занимаются больше консалтингом по оптимизации рабочих пространств или непосредственно проводят тренинги по здоровому образу жизни.

 

В целом корпорациям, чтобы запустить процесс трансформации и начать эффективно использовать программы corporate wellness, нужно начать с наиболее простых вещей — составить понимание популяционной картины, а для этого — начать собирать информацию об образе жизни, вредных привычках, предрасположенностях и рисках сотрудников. При этом этические вопросы и нежелание компаний создавать массивные медицинские структуры внутри себя открывают новую нишу для проектов в области здравоохранения. В США рынок corporate wellness решений уже оценивается примерно в $14 млрд в год. Эксперты прогнозируют, что переход на следующий этап – от сбора информации к программам адресных скринингов и индивидуальных мер профилактики – откроет компаниям доступ к рынку объемом от $100 млрд в год. К рынку с уже сформированным предложением и вполне понятными правилами игры.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+