Лувр 2.0: как интернет, роботы и виртуальная реальность трансформируют музеи
Застывшая череда экспонатов, лаконичные белые таблички и благоговейная тишина, которую дозволено нарушить лишь экскурсоводу, – еще недавно большинство музейных собраний выглядели именно так. Однако музеи XXI века, вооруженные арсеналом технических новинок, начитают ломать этот скучный образ.
Современный человек привык к 3D-эффектам, компьютерным играм и получению информации по мановению пальца. Подчиняясь желаниям публики, музеи — даже самые консервативные — забывают об академическом снобизме и включаются в гонку инноваций. Чтобы привлечь внимание большего числа людей они готовы идти на самые смелые эксперименты, удивляя, а порой и шокируя посетителей нестандартными решениями.
Первые впечатления
В век интернета любой приличный музей начинается с сайта. И это уже не скромные странички с режимом работы и расписанием выставок, а целые порталы, где можно купить электронные билеты, заказать фирменные сувениры и даже совершить ознакомительные виртуальные туры. Сегодня, не выходя из дома, можно прогуляться по залам самых известных мировых собраний, включая Лувр, Британский музей, Метрополитен и Эрмитаж.
А порой сайты приоткрывают двери в святая святых – в музейное закулисье. Так, ГМЗ «Гатчина» и компания GreenLab в прошлом году запустили проект «Один день в Гатчинском музее». Он рассказывает о повседневных буднях дворца и его сотрудников с 8.00 до 19.00, чтобы каждый желающий мог проникнуться атмосферой музейной жизни. Британская галерея Тейт совместно с дизайн-студией The Workers пару лет назад реализовала громкий интерактивный проект After Dark. Он позволил настоящим романтикам ночью побродить по выставочным залам с помощью роботов, управляемых через интернет-портал. За пять ночей роботами «порулили» около 500 пользователей, а за трансляциями необычных экскурсий в сети следили более 100 000 зрителей.
Параллельно с сайтами музеи активно осваивают социальные сети, налаживая живой и открытый диалог с аудиторией. Подобное общение помогает лучше понять, кто и зачем приходит сейчас на выставки, нарисовать портрет своего посетителя и узнать, что именно его интересует. По сути, это оперативные маркетинговые исследования.
Лидирует в этом отношении Лувр. На его аккаунт в Твиттере подписано около 1 млн человек, а в Facebook – более 2 млн. Впечатляет число подписчиков Британского музея: 1 млн и 1,2 млн соответственно. У наших музеев достижения пока скромнее, хотя Эрмитаж и Государственный исторический музей уже набрали в Твиттере более чем по 800 000 фолловеров, и имеют все шансы в обозримом будущем преодолеть миллионную отметку.
Чтобы понять, какие объекты и технические новшества вызывают наибольший отклик, маркетологи от искусства ориентируются не только на количество лайков, но и на серьезный анализ статистики запросов через терминалы или QR-коды, контроль перемещения посетителей по залам с помощью GPS. Уже скоро к этому могут добавиться такие инструменты, как распознавание эмоций на лицах с помощью видеокамер и изучение физиологических реакций на те или иные арт-объекты с помощью сенсорных датчиков (такими изысканиями занимаются швейцарские ученые в рамках проекта eMotion). На базе Дарвиновского музея в Москве идет тестирование технологии eyetracking. Она анализирует направление взгляда посетителя и подсказывает организаторам выставок, как максимально грамотно и эффектно расположить экспонаты.
Технологии общения
Главное преимущество, которое дают передовые технологии музеям – это возможность говорить с каждым гостем персонально. Недаром такую популярность сегодня набирают индивидуальные экскурсии, составленные по запросам пользователей прямо на музейных сайтах. Евросоюз даже выделил €2,8 млн на разработку специальной технологии CHESS, которая позволяет генерировать маршруты «под заказ». На специальном сайте кураторы предлагают набор базовых программ посещения самых популярных музеев. Вам остается зарегистрироваться, выбрать подходящий маршрут и адаптировать его под свой собственный вкус. Скачиваем личный интерактивный гид на смартфон или планшет и отправляемся на экскурсию, где вас ждут все нужные подсказки: куда идти, на что обратить внимание, масса дополнительной информации и даже «ожившие» экспонаты. Технология уже отлично зарекомендовала себя в музеях Франции и Греции.
Наша Третьяковка пошла в своих экспериментах еще дальше и перенесла экскурсию на улицы Москвы. Открывая в 2014 году выставку Александра Головина, музей запустил для любителей живописи бесплатный мобильный аудиогид. Его контент охватил не только сам вернисаж, но и те уголки столицы, которые связанны с жизнью и творчеством художника. Похожий сервис разработал гринвичский Музей искусств и науки Брюса: специальный аудиогид предлагает прогулку по окрестностям города, где можно увидеть те самые места, которые изображены на картинах из коллекции музея.
Хотя самые захватывающие инновации, разумеется, ждут посетителей внутри музейных залов. Сегодня, чтобы расширить экспозиции и усилить эмоциональное воздействие на зрителя, в ход идут все доступные технические новшества: сенсорные панели, интерактивные витрины, системы Kinect, реагирующие на движение, и виртуальные гиды, ориентирующиеся по QR-кодам и Bluetooth-маячкам. Все это раздвигает границы привычного пространства, погружая человека в невероятный мир искусства и науки. И главное, походы в сопровождении всевозможных гаджетов зачастую оказывается гораздо более познавательным. Вы знакомитесь только с теми предметами, которые вам по-настоящему интересны и получаете ровно столько информации, сколько готовы воспринять.
При этом подача может быть весьма необычной. Гости «Фельдъегерского домика» в парке «Александрия» всегда выстраиваются в очередь, чтобы «полистать» мультемедийную книгу, на страницах которой оживают события и персонажи прошлого. А в интерактивном пространстве Gallery One Кливлендского художественного музея и взрослые, и дети охотно «играют» с экспонатами при помощи системы Microsoft Kinect. Посетители строят гримасы и принимают героические позы, веб-камера распознает мимику и движение, а затем в режиме реального времени находит двойников среди персонажей произведений искусства из коллекции музея.
Особую ставку музеи делают на детские проекты, которые дают возможность учиться и развлекаться одновременно. Британский музей разработал квест Gift for Athena специально для школьников. Теперь они постигают азы античного искусства не за партой, а в выставочных залах, отыскивая скульптуры по их очертаниям на экране мобильных телефонов. Игра «Царь-царевич», выпущенная Русским музеем, — это увлекательное приключение, в ходе которого дети знакомятся с жизнью русских монархов, выполняют забавные музыкальные задания и ищут фрагменты экспонатов.
Новая реальность
Стремительное развитие цифровых технологий способно в ближайшем будущем изменить само представление о музейном пространстве. Уже сейчас мы можем любоваться произведениями искусства, которые хранятся в собраниях на другом конце света или никогда не покидают запасников. Для этого многие музеи создают точные 3D копии своих арт-объектов и выкладывают их на сайтах. Некоторые даже дают возможность скачивать модели, чтобы распечатать на специальном принтере для личной коллекции. Один из самых масштабных таких проектов в настоящее время реализует Смитсоновский музей совместно с 3D-гигантом Autodesk.
Параллельно с ним работает проект Google Art&Culture, который призван объединить на своем портале сокровища лучших музейных собраний мира. Уже сейчас оцифрованы десятки тысяч экспонатов и сформирована уникальная система навигации. Найти экспонаты можно по названию, имени автора, технике исполнения, направлению искусства, тематике, стране. Также пользователям проекта предлагаются виртуальные туры по 60 музеям. Экскурсии созданы на основе технологии Street View и в мобильной версии предусмотрена возможность просмотра контента через Google кардборды.
Однако инновации способны не только открывать искусство миру, но и возвращать нам навсегда утраченные шедевры. По-настоящему революционными в этом отношении стали технологии дополненной реальности. С ее помощью можно создавать музеи совершенно иной формации. На фоне древних руин или посреди современного города раскрываются настоящие порталы во времени. Попадая в них, человек не только видит, как перед его глазами вырастают средневековые замки или древние храмы, но и становится свидетелем известных событий прошлого. Подобные сервисы дают максимальный эффект погружения в атмосферу другой исторической эпохи, позволяют буквально заглянуть вглубь веков.
Так Лаборатория дополненной реальности китайской компании Baidu запускает проект реконструкции интерактивной карты утерянных исторических мест вдоль линии метро Пекина: пассажиры подземки увидят архивные снимки девяти древних ворот города, которые давно разрушены. А на тех местах, где прежде находились сооружения, туристы смогут наблюдать ворота во всем их великолепии. В центре Берлина уже действует окно в прошлое – приложение Timetraveler. Перед зрителем открывается 3D панорама знаменитой Берлинской стены, а также фрагменты исторических хроник. В Ленинградской области, прямо на берегу Ладожского озера запущена полномасштабная реконструкция зимнего сражения на Дороге жизни (выполнено Piligrim XXI, приложение используется не только в экскурсионных программах, но и на iшкольных уроках истории — Forbes).
Поистине безграничные возможности открывает дополненная реальность перед музеями технической и научной тематики. Их экспозиции, как правило, вызывают интерес у довольно узкого круга знатоков. И чтобы заманить в свои залы как можно больше людей такие специализированные учреждения устраивают на своих площадках настоящие аттракционы. Так, футуристический музей Мирайкан в Токио «запускает» своих гостей в полет на орбиту Земли. Благодаря приложению Skin and Bones скелеты животных, выставленные в Национальном музее естественной истории в Вашингтоне, буквально на глазах «оживают», обретая плоть и кровь. А на экспозиции «Путешествие с животными» в Дарвиновском музее звери и вовсе «выходят» к посетителям из своих витрин. Можно попытаться их погладить и сделать фото на память.
Безусловно, внедрение инновационных технологий обходится музеям недешево. За любой даже скромный проект, требующий закупки оборудования и создания эксклюзивного контента, приходится отдавать десятки тысяч евро. Однако, нужно признать, что модернизация выставочного пространства сегодня чуть ли не единственный способ постоянно удерживать интерес современной публики к традиционным музейным экспозициям.