Паспортный стол по цепочке: когда в России появится документооборот на блокчейне?
На днях стало известно, что премьер Дмитрий Медведев поручил профильным министерствам (Минсвязи и Минэкономразвития) рассмотреть возможность применения блокчейна в системе государственного управления и экономике России. Правительство Москвы еще в августе заявило, что рассматривает блокчейн как возможный способ предотвращения фальсификации результатов выборов. А не так давно, например, появилась информация о том, что «Сбербанк» рассчитывает применять технологию блокчейн в документообороте.
Как можно использовать технологию блокчейн в бизнесе? Этот вопрос сейчас задают себе многие владельцы и топ-менеджеры крупных компаний, а кто-то даже начал уже первые внедрения в России.
Многие слышали о блокчейне, но все равно не понимают, что это такое. Если говорить простым языком, это — база данных, которая функционирует без централизованного руководства, а все транзакции проверяются участниками системы, так называемыми «майнерами», которые и поддерживают подлинность совершаемых действий, после чего из записей транзакции формируют блоки.
Россия, конечно, не единственная страна, заинтересовавшаяся блокчейном из-за его защищенности, прозрачности и других очевидных преимуществ децентрализованной системы распределения данных. Так, Великобритания изучает возможность применения технологии при распределении грантов, которые на текущий момент довольно непросто отслеживать и контролировать. Правительство Сингапура обратилось к технологии блокчейн для защиты от мошенничества после раскрытия преступной схемы, в которой компании-мошенники использовали дубликаты инвойсов на одни и те же товары для получения сотен миллионов долларов от банков. Дубай также объявил о планах использования технологий блокчейна и распределенных реестров для всех правительственных документов к 2020 году.
С появлением платформ, осуществляющих транзакции не только с криптовалютами (например, платформа Ethereum, созданная канадским программистом с русскими корнями Виталиком Бутериным - Forbes), а с любым набором объектов, возможности блокчейн стали казаться безграничными. Фактически при децентрализованной цепочке блоков транзакций можно поддерживать и системы голосования, и реестры прав собственности, и любые другие процессы с множеством участников, для которых критически важна защищенность и прозрачность всех операций. Все действия обеспечиваются так называемыми смарт-контрактами (smart- contract), которые исключают необходимость участия доверенной третьей стороны для согласования и подтверждения действий. Саму возможность мошенничества смарт-контракты и технологии распределенного реестра также исключают: встроенные механизмы консенсуса нивелируют риски контрагентов, используя алгоритмические инструменты и не полагаясь на авторитет посредника. Иными словами, можно алгоритмизировать логику выполнения процесса или договора и обеспечить автоматический или полуавтоматический контроль исполнения обязательств по договорам. Особенно здорово это работает в связке с решениями интернета вещей, когда подтверждение выполнения тех или иных обязательств осуществляется на основе объективных показателей датчиков и умных устройств, а не на основе действий людей. Например, в прошлом году прошла одна из первых сделок по поставке хлопка из США в Китай с применением блокчейна, смарт-контрактов и умных устройств. Расчеты по данной сделке осуществлялись в блокчейне, а выполнение сделки подтверждалось информацией о физическом местонахождении груза.
В целом среди основных преимуществ блокчейна для документооборота можно выделить прежде всего отсутствие централизации в хранении документов и неизменяемость данных. При децентрализации нет единой точки отказа. Это позволяет значительно повысить надежность хранения и обработки данных, так как в случае утери даже нескольких узлов сети данные будут гарантировано доступны другим участникам сети. Среди не менее важных свойств технологии — неизменяемость данных, которая позволяет сильно снизить возможность внесения несанкционированных изменений в них. Сама технология является потенциальным «замедлителем», но блокчейн не должен применяться для тех процессов, в которых требуется быстрое время реакции или обработка большого числа транзакций в секунду. Блокчейн — это, в первую очередь, система хранения данных.
При этом, на мой взгляд, наибольший потенциал технологии блокчейна и распределенных реестров имеют не в классическом документообороте в рамках одной компании, а в ситуациях, когда взаимодействие выходит за рамки одной организации и вовлекает в себя партнеров компании, ее поставщиков и клиентов, государственные органы и других участников. Именно в таких условиях децентрализованная и защищенная идеология блокчейна, а также возможность прозрачного подключения новых участников, имеют наибольшие преимущества по сравнению с классическими подходами построения информационных систем.
К сожалению, молодость технологии и ее сложность для восприятия не дает пока возможности родиться полноценным проектам. Все инициативы на рынке России и мировом рынке находятся пока в стадии пилотов или прототипов, и ни один из проектов пока не доведен до реального использования, что помогло бы выявить возможные ограничения и особенности использования блокчейна в корпоративных решениях и бизнес-процессах.
Препятствием для широкого внедрения может служить и относительно невысокая производительность решений на базе блокчейн — некоторые из решений для построения публичных распределенных реестров устанавливают фиксированное время подтверждения транзакций, что может приводить к значительным задержкам появления информации в сети блокчейн. Тем не менее, существуют и другие решения для корпоративного применения - например, Bitfury Exonum (Bitfury — партнер КРОК по блокчейн-проектам - Forbes). Они позволяют обеспечить большую производительность (до 7500 транзакций в секунду при времени подтверждения транзакции в 2 секунды), так что эта задача вполне решаема.
Существует также проблема с индентификацией. Блокчейн-решения пока не поддерживают сертифицированные средства для создания квалифицированной ЭЦП, нет и средств криптографической защиты. В проектах сейчас используются средства формирования ЭЦП, не сертифицированные для юридически значимого документооборота. Переход на использование сертифицированных средств планируется в течение 2017 года.
Понимание границ и областей применимости технологий блокчейн и распределенных реестров, четкая позиция государственных органов по отношению к этим технологиям, развитие и появление новых платформ – все это может стать опорой для качественного перехода от экспериментов и прототипирования к запуску промышленных проектов на базе блокчейн технологий.