Любите летчиков: как дрон-рейсинг стал лучшим спортивным стартапом года
Найдите лишнее: Рэй Чарльз, Элвис Пресли, Тина Тернер, БиБи Кинг, Мадонна, Эрик Клэптон, «Аэросмит», «Металлика», чемпионат по гонкам на дронах, Крейг Дэвид...
За последние 130 лет на афише самого известного клуба Нью-Йорка «Уэбстер Холл» появлялись сотни легендарных имен, но никогда и ничего воздухоплавательного.
Не то чтобы в городе, где в конце 2016-го полный стадион собрал даже турнир по «Контр-страйку», можно было чему-то удивляться, но два года назад никаких гонок на дронах вообще не существовало. А сегодня — «Уэбстер Холл», трансляции на ESPN и $12 млн инвестиций от миллиардера Стивена Росса, едва не купившего «Формулу-1».
Человека, который все изменил (по крайней мере для дронов – так точно), зовут Николас Горбачевски. Выпускник бизнес-школы Гарварда, он попасть на сцену «Уэбстер Холла» тоже вряд ли собирался. Работал дизайнером, консультантом, журналистом, после учебы ушел в корпоративный бизнес, дошел до вице-президентства, основал собственную киностудию — в общем, держался поближе к земле, подальше от неба (хотя да, летал наверняка много — студия же в Лос-Анджелесе, а он в Нью-Йорке).
— Впервые про дрон-рейсинг я узнал в 2015-м, а вообще все началось, кажется, где-то в Австралии, — Ник уверенно воспроизводит историю, которую уже рассказывал и Wall Street Journal, и New York Times, и Sports Illustrated, и много кому еще. — Меня все это очень заинтриговало. Спорт, который вышел из андерграунда, прокачал сам себя. Он мультикультурный, никаких барьеров. Так что мы быстро организовали первую гонку здесь, в Нью-Йорке, и понеслось!
Перед тем как понестись за ним, короткий инструктаж. Гоночные квадрокоптеры — это примерно те же самые летающие фотоаппараты и видеокамеры, которые вы видели много раз. Единственное отличие — те летают плавно и вверх-вниз, а спортивные — резко и в любую сторону. Пилот в очках виртуальной реальности управляет болидом при помощи пульта, то есть смотрит на трассу так, как смотрит на нее сам дрон.
Главная задача — быстрее всех пролететь по трассе, размеченной флажками или воротами, и при этом не разбиться. В DRL разработали специальную технологию, позволяющую передавать сигнал с пульта в дрон оперативнее и на большее расстояние. Скорость — до 150 км/ч, обычный заезд — около минуты-двух, на большее пока не хватает батареек.
К трассам в DRL подходят творчески: воспроизводят сюжеты из фильмов-катастроф, летают по стадионам, заброшенным моллам и т.д. Зрителей на площадку пускают немного — это в первую очередь съемки.
— Мы сразу задали себе вопрос: можем ли мы подойти к этим гонкам профессионально, сделать их такими же привлекательными, как «Формула-1»? Любительские лиги, и это замечательно, есть в Японии, ЮАР, Бразилии, везде. Но мы хотели больше, хотели выйти на новый уровень. Поэтому мы выбираем необычные локации, мы создаем трехмерные трассы (то есть не только прямо-направо-налево, а прямо-наверх-вниз-налево и так далее), мы сами снимаем гонки и, наконец, сами делаем дроны, то есть все летают на одних и тех же.
Штаб-квартира DRL в самом центре Нью-Йорка действительно больше похожа на мастерскую, чем на офис: коробки, провода, ноутбуки и большой зал, набитый квадрокоптерами и инженерами. Правда, через стекло от них — обычная переговорная и люди в костюмах.
— Мы странные, это да. Даже сложно описать, кто мы на самом деле, но думаю, что в первую очередь — IT-компания. Технологии — это наш двигатель. Во вторую — мы медиа. А в третью — спортивная лига. Мы же занимаемся и правилами гонок, и пилотами, и спонсорами, и болельщиками.
От сравнений с киберспортом Горбачевски, кажется, устал еще вчера, но он ему скорее благодарен: «Да, когда мы впервые встречались с людьми с ТВ, они были настроены скептически, но еще больше скепсиса у них было, когда они впервые встречались с теми, кто занимается e-sports. Так что они нам расчистили путь. Я теперь так же смотрю, например, на робот-боксинг или гонки самоуправляемых автомобилей, и это очень захватывает, это невероятный тренд!»
Главный успех DRL за первые 18 месяцев существования — пакет телевизионных контрактов. В сентябре 2016-го было объявлено о сделке с ESPN (финансовые подробности не разглашаются), затем к ней присоединились британский SkySports и немецкий ProSieben. На переговоры, по словам Горбачевски, ушло около года (в это время DRL ударно дебютировала в интернете), но в итоге медиагиганты согласились не только транслировать, но и инвестировать в проект. С первой попытки рейтинги дрон-рейсинга, конечно, не обогнали НФЛ и НБА, но смогли обойти, например, плей-офф МЛС — главной американской футбольной лиги.
— Есть много забавных вещей, с которыми ты сталкиваешься, когда решаешь открыть новый спортивный стартап. Одна из них — ты предполагаешь, кто может стать твоей аудиторией, а потом эта аудитория сама тебе открывается и рассказывает о себе. Мы знали, что да, нами интересуются мужчины от 18 до 35, которые любят технологии, дроны, новые виды спорта. Так что мы ждали их. Но оказалось, что есть и другие. Например, нас смотрят и те, кого не волнуют новые технологии, но им интересны автогонки. Есть в дрон-рейсинге отличная особенность — он объединяет технологии, киберспорт, гонки. А кто-то просто «Звездные войны» в детстве смотрел. Так что каждый находит что-то свое.
***
Москвич Владимир Мещеряков точно помнит день, когда он тоже «нашел свое»: «13 марта 2015 года подарили очки виртуальной реальности, и я начал летать. Через 2 месяца занял второе место на чемпионате России по дрон-рейсингу и с тех пор не проиграл ни одного турнира в стране». Через год Владимир и его дрон отправились на чемпионат мира в Дубай.
— Это был первый такой турнир, так что мы знали, что он состоится, но как туда попасть, было непонятно. Отправили видеозаявку, с нами связались, пообещали оплатить все расходы, и в итоге наша команда заняла третье место, – рассказывает Мещеряков и добавляет про призовой бонус в $150 000.
Магия словосочетания «бронза чемпионата мира» затащила рейсеров в эфиры «Матч ТВ», «России 24» и даже в федеральный выпуск «Комсомолки» (заголовок статьи: «Мастера дронотургии покоряют высоту»), но бума ожидаемо не случилось, и через неделю «дронотурги» снова остались наедине с собой.
Мещеряков — сильнейший российский рейсер — в свободное от полетов время работает системным администратором и воспитывает двоих детей.
— Семье и друзьям долго объяснять не пришлось, а после чемпионата мира даже жена приняла. Но сейчас в России холодно, так что тренируюсь мало, в среднем 2 раза в неделю летаем где-то по 3-4 часа. Все же работают, так что собираемся по ночам на крытых парковках. Полиция? Ну да, приезжала и не раз, но проблем не возникало.
Центры притяжения российских дрон-рейсеров — собственные форумы и группы в соцсетях (самая большая — около 4000 человек). Популярные темы для обсуждений — как начать летать, где и на чем.
— Думаю, чтобы начать, хватит и $500. Никакого специального места или оборудования не нужно. У нас на первых российских соревнованиях было около 25 человек, но сейчас их уже намного больше, и многие занимаются постоянно. Нами после Дубая заинтересовалась компания ГЛОНАСС, были гонки в Питере, Нижнем Новгороде, в других местах, следующая в Москве планируется в апреле.
За тем, что происходит в других странах, российские рейсеры тоже следят, но со смешанными чувствами: то ли радоваться за то, что там все хорошо, то ли переживать, что у себя — пока не очень.
— Есть много организаций и соревнований. Например, чемпионат Европы на Ибице. Или DRL – у них вообще сумасшедшие рейтинги. Так что спорт будет развиваться. Вопрос в том, как все это сделать зрелищным, и в спонсорах. Только в России рекламировать некому и нечего. И организация у нас пока больше на энтузиазме.
***
Зал «Уэбстер Холла» больше напоминает телестудию, чем площадку для соревнований. На входе (билет — $10) всех заставляют подписывать бумаги о неразглашении результатов (телеэфир только через несколько недель) в обмен на бесплатное пиво от спонсора.
На сцене за цветными столами расставлены 6 ноутбуков. Единственный настоящий дрон лежит на барной стойке и сегодня уже точно никуда не полетит; больше половины зрителей, кажется, узнают об этом только на месте.
То, что привезли в Нью-Йорк, — это отборочные соревнования DRL на симуляторе. Заявки от желающих собирали со всей страны, 24 лучших вышли в финал. Победитель получит контракт на $75 000 и станет настоящим гонщиком лиги.
— С ними со всеми есть одна проблема, — объясняет один из организаторов. — Когда играют на компьютере дома, получается отлично, но как только берут настоящий дрон, хотя он точно такой же, или не могут сдвинуться с места, или разбиваются.
Он прав: в двух полуфиналах подряд первые места занимают те, кто просто смог долететь до финиша. В финале из 7 заездов интриги чуть больше. В паузах на сцену успевает забежать гример, режиссер двигает зрителей поближе к сцене и просит быть погромче. Победитель, получив кубок, улыбается широко, но говорит с трудом: «Я не могу в это поверить, слов нет!».
Через неделю он вместе с DRL отправится в Майами, где на 70-тысячном футбольном стадионе пройдет первая большая гонка сезона. В этом году лига проедет не только по штатам, но и впервые проведет два старта в Европе — в Англии и Германии, и все покажут на ESPN. Неплохо для спорта с историей в два года, недостаточно хорошо — для его идеолога.
— Чего бы нам хотелось избежать, так это того, чтобы остаться очень американским видом, как наш футбол. Мы не хотим быть такими. Я, например, знаю, что в Корее думают о том, чтобы провести выставочные заезды во время Олимпиады, и мы с удовольствием бы поработали с МОК. Или гонка в Сингапуре, центре Токио — почему нет? Конечно, нам невероятно повезло. Нам всего 18 месяцев, а у нас уже есть ТВ, инвесторы, партнеры, фанаты. Так просто не бывает. Посмотрите на UFC — они к такому 10 лет шли! Так что да, мы — большое исключение. И мы об этом никогда не забываем.