К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Уход в «цифру»: что заставляет Fujitsu выращивать салат

Фото DR
Фото DR
Цифровая трансформация становится необходимым условием выживания для крупных компаний

Можно продолжать говорить о всемирном заговоре ИТ-компаний, которые заставляют покупать их продукты и услуги, но если посмотреть на факты, то становится очевидно: современные технологии помогают выживать бизнесу в сложных конкурентных условиях. Цифровая трансформация бизнеса — новое модное понятие в деловом лексиконе.  «Как минимум 40% бизнесов умрут в течение ближайших десяти лет, если они не решат, как изменится работу их кампаний с использованием новых технологий», — смело говорит, например, Джон Чемберс, исполнительный директор Cisco Systems. Мерри Бара, глава General Motors не сомневается, что «автомобильная индустрия изменится в будущие 5-10 лет больше, чем за предыдущие 50 лет». Выражение «цифровая трансформация» уже успело стать популярным на ряду с «инновациями», «финтехом» и другими. Однако, что за этим стоит – очередной маркетинговый ход ради прибылей ИТ-гигантов или новый вектор развития всех индустрий без исключения в быстро меняющемся мире? И отличается ли цифровая трансформация от обычной автоматизации?

Кто останется?

Уже сейчас эксперты предрекают уход с рынка крупнейших компаний, если они не примут участие в трансформации. По оценкам профессора Йельского университета Ричарда Форстера, лишь 25% предприятий с наивысшей капитализацией из списка Standard & Poor’s смогут сохранить свои лидерские позиции в пятилетней перспективе. Вместе с тем, аналитики ожидают, что только в этом году более $150 млрд будет инвестировано в проекты цифровой трансформации, а в течение пяти лет четверть мировой экономики уже будет вовлечено в этот процесс.
Это означает, что в ближайшей перспективе 25% конкурентов станут работать по-новому: эффективнее, быстрее, с большим фокусом на потребителя. Более того, доступность ИТ будет способствовать появлению совершенно новых игроков рынка, более гибких и технологичных, применяющих абсолютно иные модели управления бизнесом, и соответственно более конкурентоспособных.

Возьмем банковскую отрасль. Уже сейчас наметились фундаментальные изменения в финансовом секторе – новые ниши, которые на первый взгляд кажутся традиционными для банков, начинают занимать технологические стартапы.  Так, деньги – одно из самых гениальных изобретений человечества. Но при всей своей фундаментальности и важности для нашей цивилизации, они постоянно и радикально меняются. Были ракушки и золотые монеты, были расписки и ассигнации. Теперь представлять высоколиквидные ценности (они же – «подтверждения доверия») нам может помочь технология блокчейна – распределенные базы транзакций с коллективной верификацией. Блокчейн-технологии  -  направление, которое активно осваивается стартапами. И пока более успешно, чем большими, зарегулированными, неповоротливыми финансовыми структурами Постепенно и банки  из консервативных организаций превращаются  в «ИТ-компании с банковской лицензией». Так в России, эта новая бизнес-модель, например, уже реализуется в Сбербанке. Его президент Герман Греф заявил о намерениях к 2018 году построить «экосистему», которая позволит банку работать за пределами традиционного сегмента экономики.    Банки в ближайшем будущем   трансформируются в многофункциональные сервисные цифровые платформы, благодаря чему клиентам не придется тратить время на посещение отделений и  очереди. Банк будет доступен пользователю в удобном для него месте, когда ему это необходимо (в мобильном телефоне, компьютере, планшете). Банки будут способны прогнозировать потребности своих клиентов и предлагать заранее решение проблем и вопросов. Для этого банку нужно выстроить такую систему, которая обеспечит анализ информации в режиме реального времени. Сделать это уже сегодня можно с помощью доступных облачных технологий. Все это стало возможным именно благодаря «цифровой трансформации».

Клиенты сами создадут ваш бизнес

Еще несколько лет назад бизнес точно так же скептически относился к облачным технологиям, а потом и к большим данным. Но теперь эти понятия стали привычными, а технологии — реальной бизнес-необходимостью. Можно, конечно, продолжать говорить о всемирном заговоре ИТ-компаний, которые заставляют покупать их продукты и услуги, но если посмотреть на факты, то становится очевидно, что современные технологии помогают выживать бизнесу в сложных конкурентных условиях. Например, по самым консервативным прогнозам BSA, Big Data повлияет на рост мирового ВВП к 2030 году на дополнительные $15 трлн. Эта цель может быть достигнута в случае, если глобальные индустрии повысят свою эффективность всего лишь на 1% в течение ближайших 15 лет.

Основная идея цифровой трансформации заключается в том, что ИТ проникает абсолютно во все сферы деятельности, даже в те, где, казалось бы, технологии не так нужны, вплоть до сельского хозяйства. «Цифровая трансформация» меняет подход к бизнесу, методы и инструменты работы, выводя их на качественно иной уровень. В Microsoft считают, что цифровая трансформация предполагает не только серьезные технологические изменения, но и организационные и даже культурные и ментальные изменения. Они затронут все области бизнеса.

Интересно, что в рамках «цифровой трансформации» колоссальное значение приобретает вовлеченность в процесс самих пользователей. Так, теперь клиенты будут как никогда вовлечены в процесс создания товаров и услуг, и смогут влиять на их качество. Благодаря постоянной обратной связи как с потребителем, так и непосредственно с самим продуктом (с помощью умных датчиков интернета вещей) удастся превратить продукты в сервисы. При этом можно будет сочетать массовое производство с индивидуальностью. Конечная цель таких изменений – совершенно новый уровень оказания услуг и продажи персонифицированных товаров для простых потребителей. Например, у каждого из нас уже сейчас есть возможность менять дизайн кроссовок Nike под наш вкус, а скоро мы сможем создать свои собственные кроссовки, исходя из особенностей наших ног, предпочтений и образа жизни.  Несколько лет назад Nike предложила новую бизнес-модель на стыке  привычного уже тогда онлайн-ритейла с  «доработкой» продукта под  запросы конкретного пользователя.  Сервис  NikeID позволяет подобрать дизайн кроссовок, экспериментировать с цветами, добавить свои значки или графику.  NikeID ежегодно приносит компании прирост выручки в несколько десятков процентов  -  миллиарды долларов. К 2020 году компания прогнозирует тройной рост дохода от этого вида бизнеса до 16 миллиардов долларов. Аналогичный бизнес-подход сегодня применяют все больше производителей. Аналитики прогнозируют, что к концу 2016 года количество предприятий, использующих  модель цифровой трансформации бизнеса, вырастет на 71% и охватит около 40% всего мирового производства. Сегодня около трети всех товаров, приобретаемых пользователями, уже покупается через онлайн-каналы.

«Сельскохозяйственная компания» Fujitsu

Наглядный пример цифровой трансформации – технологическая компания Fujitsu, которая сейчас активно развивает сельскохозяйственное направление с помощью ИТ. Корпорация на базе аналитических сервисов Microsoft Azure разработала решение по мониторингу состояния и настроения крупного рогатого скота, в частности, коров. С помощью этого решения за животными можно наблюдать в режиме реального времени, учитывать их эмоциональное состояние, чтобы оптимально спланировать жизненно важные этапы, такие как дойка, кормление и т.п.    В результате удалось повысить эффективность животноводства, не только значительно увеличив поголовье стада, но и регулируя пол потомства.

Но Fujitsu на этом не остановилась и пошла дальше, вышла на новый рынок. Компания организовала собственное высокотехнологичное сельскохозяйственное производство, трансформировав под него завод полупроводников. На первый взгляд, оно, скорее, похоже на производство космических кораблей: все компьютеризировано, люди работают в белых халатах, перчатках и масках. Ожидаешь увидеть звездолет будущего. Но на заводе выращивают салат, применяя при этом подходы к управлению качеством и эффективностью, принятые в ИТ-мире. Все этапы выращивания салата анализируются с помощью сервисов машинного обучения Microsoft Azure и корректируются в режиме реального времени. Таким образом, Fujitsu диверсифицировала свой бизнес и открыла для себя новые прибыльные рынки с помощью цифровой трансформации.

 

Чем цифровая трансформация лучше автоматизации

Так есть ли какая-то разница между традиционной автоматизацией и цифровой трансформацией? Основное отличие цифровой  трансформации от обычной автоматизации заключается в радикальном повышении эффективности. Поэтому не каждый проект внедрения или модернизации информационных систем предприятия заслуживает того, чтобы называться цифровой трансформацией. Они достаточно масштабны и сложны и при их реализации используются самые современные технологии – интернет вещей, машинное обучение и искусственный интеллект, облако и др. При этом, изменения затрагивают сразу несколько областей бизнеса: например, перестройка процессов и изменение роли сотрудников. Во время цифровой трансформации меняется и обучается вся организация.

Конечно, такие сложные проекты предполагают определенные риски. Однако уровень развития технологий сегодня, в частности, облако, интернет вещей, продвинутая аналитика, машинное обучение и искусственный интеллект, позволяют нивелировать риски, а также снизить цену эксперимента и внедрения. При этом ценность трансформации такова, что рисковать стоит, иначе не победить в конкурентной борьбе: ведь даже в такой, казалось бы, классической отрасли, как сельское хозяйство, тоже начали появляться нестандартные игроки.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+