Понятие «химическое» оружие достаточно растяжимое – «слезоточивый газ», который применяется повсеместно, тоже относится к нему. Мы же говорим о веществах, которые относятся к оружию массового поражения наряду с ядерным оружием.
После распада СССР и конца «Холодной войны» Россия и США имели огромные запасы химического оружия – 40 000 тонн и 31 500 тонн соответственно. В основном, запасы были представлены авиабомбами с такими ядами, как V-газы, зарин, зоман, иприт, люизит и фосген. В 1997 году в силу вступила Конвенция о запрещении химического оружия, после чего страны начали активно уничтожать накопленные запасы отравляющих веществ. На данный момент США и Россия уничтожили не менее 80% имеющегося химического вооружения, однако есть данные, что ни одна из стран обладающих им, так полностью и не разоружилась. Более того, имеются серьезные сомнения, что это случится в будущем.
Действие вышеуказанных ядов разное – однако очень небольшой концентрации каждого из них достаточно, чтобы убить человека. К примеру, нервнопаралитический газ VX не имеет ни цвета, ни запаха. Уже в небольшой концентрации он нарушает нервную передачу, блокируя фермент ацетилхолинэстеразу, которая участвует в гидролизе ацетилхолина. Если же фермент блокирован, то ацетилхолин накапливается в синапсах (контакты между нервными волокнами), вызывая постоянную передачу нервного возбуждения по ним. Как итог нервная регуляция систем организма нарушается, возникают судороги, остановка дыхания и смерь. Для газа VX с момента отравления до смерти может пройти всего 15 минут. А смертельная доза составляет всего лишь 0,007 грамм для человека, весящего 70 кг. Можно себе представить, сколько людей погибнет, если на город будет сброшено несколько авиабомб с таким газом. К сожалению, создать или «раздобыть» химическое оружие намного легче, чем ядерное, поэтому теоретически можно представить ситуацию, когда оно окажется в руках у террористов.
Что же касается биологического оружия, то здесь информации немного. С уверенностью можно сказать, что во времена «Холодной войны» оба противоборствующих лагеря работали над боевыми штаммами различных бактерий и вирусов, к примеру, чумы, холеры и т.п. При этом необязательно, чтобы биологическое оружие обязательно вызывало смерть – очень выгодным может быть штамм вируса (например, гриппа), обладающий крайне высокой контагиозностью («заразностью») и вызывающий у заразившихся людей лихорадку в течение двух недель. Уход и обслуживание больных и раненых забирает намного больше экономических ресурсов у государства, чем погибшие, что может сыграть роль во время войны.