В начале января Sony представила свой флагманский смартфон Xperia Z: тонкий, неброской расцветки, с типичными для нынешних флагманов характеристиками (пятидюймовый экран с 1080p-разрешением, четырехъядерный процессор Snapdragon S4, LTE) — в общем, не отличающийся радикально от конкурентов. На днях та же компания анонсировала планшет Xperia Tablet Z, перенявший подход собрата и в дизайне, и в «начинке». Вместе они демонстрируют не просто регулярное обновление, а смену стратегии: компания сознательно отказывается от возможности делать уникальные устройства, которой ранее активно пользовалась.
Рядовому покупателю проще следовать за одним узнаваемым и надежным брендом, чем выбирать среди множества малопонятных вариантов
— отчасти этому обязан своим успехом iPhone. Но когда он занял нишу «единого узнаваемого бренда», другим компаниям бороться за нее оказалось сложно. И тут идеология Android, который можно установить на что угодно вплоть до духовки, подсказывала другой путь: делать устройства разными. Выпускать не один «самый лучший смартфон для всех», а много специфичных: кричаще-яркий для подростков, долго живущий от аккумулятора для путешественников, снабженный самой лучшей оптикой для фотографов.
По этому пути шли не все. Скажем, различия смартфонов HTC чаще всего сводятся к ценовой категории. Но как раз Sony (на тот момент еще Sony Ericsson) оказалась экспериментатором и стремилась уйти от стандартного параллелепипеда. Смартфон Xperia Play снабдили выдвижным геймпадом, чтобы привлечь геймеров. Xperia Active для экстремалов не только сделали ударопрочным, но и снабдили большой прорезью для шнурка: можно фотографировать на крутом склоне, не боясь выронить телефон. Xperia X10 Mini подходит обладателям маленьких рук.
В планшетах компания следовала тому же принципу. Пока в Apple пытались засудить Samsung за слишком похожее на iPad устройство, а сторонники корейцев говорили, что все планшеты неизбежно оказываются очень похожими, в Sony придумывали, как раз заметно различающиеся устройства. Tablet S при стандартном экране выделялся изгибом корпуса, а двухэкранный Tablet P даже способен складываться пополам ради мобильности. Впрочем, большого успеха все это не принесло, и пользователи продолжали покупать iPad.
Перемены начались в октябре 2011-го, когда Sony заявила о намерении выкупить долю Ericsson в совместном предприятии и сделать его своим подразделением. В январе 2012-го на выставке CES новые смартфоны Xperia S и Xperia Ion компания представляла уже как «просто Sony», и они были куда ближе к стандарту.
Месяцем позже главой Sony Corporation был назначен Казуо Хираи, и это назначение было отчасти антикризисным: дела компании далеко не на всех направлениях шли так хорошо, как хотелось бы. Поэтому была введена новая структура руководства «One Sony», призванная сфокусировать компанию на трех главных направлениях (игровом, фотографическом и мобильном). Однако оставалось непонятным, что именно это будет означать для смартфонов и планшетов (кроме того, что им станут уделять больше внимания).
Теперь мы получаем ответ на этот вопрос. Вместо специфичных устройств с геймпадами или другими особенностями Sony представила просто флагманские смартфон и планшет. А также сообщила, что подумывает о том, чтобы вообще отказаться от бюджетных смартфонов.
Пусть мобильные устройства Sony не пользовались громадной популярностью, но почему в компании решили, что урезание ассортимента поможет, а не ослабит позиции еще больше? Вероятно, причин несколько. Во-первых, как показывает практика, в Android-мире при всем его разнообразии основной успех достается флагманским моделям, а не «длинному хвосту» специфичных: 100-милионный тираж всего лишь трех моделей серии Galaxy S перекрывает суммарные продажи сотен их конкурентов. Во-вторых, даже если десять нишевых моделей суммарно обойдут одну флагманскую, выпускать их может быть менее выгодно: маржа ниже, логистика сложнее.
А в-третьих,
бессмысленно бороться с iPhone, производя безликий «еще один телефон»
— Sony стремится даже из обычных флагманов сделать яркий бренд (как стал им сам iPhone, безошибочно узнаваемый несмотря на простоту формы). Новые Xperia очень тонкие (особенно Tablet Z, со своими 6,9 мм ставший самым тонким 10-дюймовым планшетом), а радиус скругления углов очень маленький — получается запоминающийся образ, который не обзовешь ни «обмылком», ни «кирпичом». Новые Xperia по своим компонентам мало отличаются от конкурентов, зато они влагостойкие и поддерживают съемку HDR-видео — а для пользователя это куда важнее и легче запоминается, чем число гигагерц. Наконец, если компания действительно откажется от бюджетных моделей и оставит лишь флагманские, это тоже будет работать на узнаваемость бренда: мало кто помнит, какой из предыдущих смартфонов Sony был флагманским и чем отличается Xperia P от Xperia T, а теперь станет ясно, что можно брать Xperia Z и не прогадать.
Всем известно, какой компании такое решительное сокращение ассортимента уже помогло в трудную минуту. В 1990-х Apple стремилась выпускать как можно больше разных устройств, однако шла к банкротству. Джобс, вернувшись в 1997-м, сам запутался в ее ассортименте и после двух недель бесплодных попыток решительно заявил: будем выпускать только два ноутбука (домашний и профессиональный) и два настольных компьютера (по той же схеме). Больше ничего не нужно. iMac, заменивший вскоре после этого кучу разных моделей, стал хитом, и с него началось восхождение к мировому господству.
Но станет ли Xperia Z аналогом iMac для Sony, конечно, пока что большой вопрос.