С миру по нитке: как из коллективных инвестиций рождается бизнес
Краудфандинг, то есть привлечение коллективных инвестиций в стартапы через интернет - явление, которому еще предстоит сказать свое слово. События, происходящие по всему миру, показывают, что у такой формы вовлечения людей в бизнес большое будущее, и в этой сфере может произойти настоящий прорыв. Что мешает России идти в русле общей тенденции?
Самый раскрученный проект в области коллективных инвестиций – или краудфандинга, — это KickStarter. За 2012 год он привлек $320 млн коллективных вкладов (втрое больше, чем в 2011-м) в 18 000 проектов от 2,24 млн человек и вышел на рынок Великобритании: то есть теперь привлекать финансирование через сайт смогут не только резиденты США, но и резиденты Великобритании. На Kickstarter есть проекты, среди владельцев которых россияне и жители стран СНГ - существует даже созданное в связи с этим сообщество в Facebook.
Краудфандинг — это не совсем инвестирование. В том смысле, что так называемые backers (те, кто дает деньги на проект) получают не долю в проекте, а некие привилегии или просто тот продукт, ради производства которого затеян сбор денег. Любой человек на планете, независимо от его места жительства, может профинансировать проект через kickstarter с помощью своей кредитной карты. В обмен вы получите нечто вроде купона (по факту - просто подтверждение того, что деньги вложены, это не юридический документ), а основатель обязуется выдать вам обещанный бонус. Впрочем, как и любое другое обещание, это может быть нарушено, и такое действительно происходит. Средний чек на платформе составляет $25. За свои деньги краудфандер получит привилегию (например, билет на премьеру фильма и имя в титрах) или предоплаченный товар (т. е. как только товар будет изготовлен, он будет отправлен своему инвестору). Стоимость товара должна быть определена заранее, и предзаказ всегда дешевле.
Kickstarter предупреждает, что является просто площадкой для привлечения средств, поэтому не отвечает за дальнейшее их использование. Он лишь призывает основателей быть прозрачными перед своими инвесторами и объяснять, куда были потрачены деньги и почему проект невозможно завершить. Конечно, не все хорошие проекты выстреливают - в сети полно отличных идей, которые не собрали финансирования (по данным площадки, доля успешных проектов – около 40%).
Одно из крупных нововведений проекта в прошлом году – публикация открытой статистики: метрика включает в себя информацию о собранных средствах и коэффициенте успешности в 13 различных категориях (фильмы, музыка, дизайн, технологии, еда, театр и т. п.). Кстати, первые три пока самые популярные - на них приходится более половины собранных средств.
У проекта Kickstarter множество клонов по всему миру – британский Fondomat, финский Holvi, американские gofundme.com и indiegogo.com (отличается от KickStarter активной работой с неамериканскими проектами и тем, что берет раскрутку проекта для потенциальных жертвователей на себя), rockethub.com и crowdilt.com (который, в т. ч., запустил открытый API для создания похожих платформ). Только в России – около 20 клонов американского проекта. Самые заметные — "Планета.Ру", "Тугеза", "С миру по нитке", Boomstarter.
Если сделать общий анализ площадок России, то видно, что пока суммы, которые пользователи могут привлечь через краудфандинг, значительно ниже американских - редко удается собрать больше 100 000 рублей. Возможно, потому, что никто не запрещает вкладываться в проекты на зарубежных площадках, где отдача больше.
Тем не менее в случае действительно качественных проектов краудфандинг привлекает достаточное финансирование и в России. Например, проект colta.ru, запущенный прошлым летом командой, ранее работавшей в OpenSpace. Изначально он финансировался средствами самой команды, которая получила компенсацию при увольнении из OpenSpace.ru, и почти сразу начал собирать финансирование через площадку planeta.ru на первые три месяца работы. За 10 дней было собрано более 600 000 рублей. Всего проект привлек 694 800 рублей, этих денег хватило на четыре месяца. Сейчас сайт ищет инвестора на год и вновь привлекает инвестиции через краудфандинг на planeta.ru: собрано уже более 250 000 рублей. А всего planeta.ru с момента основания привлекла 7 884 189 рублей в 26 успешных проектов от 6984 пользователей.
Более интересны эксперименты в области создания узко таргетированных платформ. Например, новый краудфандинговый проект - Petridish - тот же Kickstarter, только в области науки. Создатели сайта задумались о том, чтобы дать шанс преподавателям вузов, аспирантам и молодым ученым, которые хотят найти финансирование для своих научных исследований и стартапов.
Вокруг всех этих проектов много шума, но обороты их невелики. Это, на мой взгляд, следствие того, что они не дают пользователю настоящего чувства соучастия, он не получает доли в проекте. Именно поэтому такие площадки, как secondmarket.com или sharespost.com – онлайн-биржи непубличных компаний - показывают бОльшие средние чеки и обороты. Например, оборот secondmarket.com в 2012 году превысил $500 млн (площадка берет комиссию в размере 3-5% от сделки). В России что-то похожее делает SmartMarket.net - площадка по привлечению инвестиций в бизнес от широкого круга обычных людей, когда помимо бонусов пользователь может рассчитывать на часть прибыли, пропорционально своим инвестициям, и возможно, долю в дальнейшем. При этом бизнес может быть как инновационный, так и классический — отели, рестораны — на все можно привлечь инвестиции от большого числа микроинвесторов. [Фонд Лайф.Среда, главой которого является автор материала, инвестировал в SmartMarket.net - Forbes.]
В исследовании "The venture Crowd. Crowdfunding equity investment into business" вводится типология краудфандинга: Donation crowdfunding, Reward crowdfunding, Crowdfunded Lending, Equity crowndfunding (это уже краудинвестинг - форма внесения средств, предполагающая их полный возврат в случае успеха бизнеса компании, и скорее всего, с дополнительными бенефитами. На мой взгляд, именно последний тип, краудинвестинг (он же Equity crowndfunding) получит наибольшее распространение.
В 2012 году американский сервис для коммуникации инвесторов и стартаперов Angel List совместно с площадкой SecondMarket начал принимать не только инвестиции от профессиональных инвесторов, но и микровложения от новичков. Теперь стать инвестором здесь может каждый, у кого есть $1000, правда, вас ограничат во влиянии на управление компанией. За первые 30 дней через сайт было инвестировано более $12 млн.
Очень интересен проект Loya3 - правда, он все никак не запустится, - предлагающий, не выходя из Facebook, покупать микродоли в компаниях, которые вам нравятся. Это некое объединение кнопки «Like!» с фондовой биржей – вы инвестируете не столько в доходность, сколько в бизнес, который, вы надеетесь, изменит жизнь к лучшему.
Любопытен и сервис SmallKnot.com, который дает возможность инвестиций, но с логикой «инвестируйте в бизнес в вашем районе» (одно из «золотых правил» Уоррена Баффета).
Проект CircleUp (один из инвесторов – Говард Шульц, СЕО Starbucks) также сфокусирован на инвестициях в «реальный малый и средний бизнес, реальные продукты, реальных работников», в тот бизнес, который вы понимаете и можете увидеть. В отличие от KickStarter, даже если вы не собрали всю необходимую сумму, площадка отдаст вам деньги от пользователей (KickStarter вернет их обратно). Причем это будут именно инвестиции, а не деньги в обмен на продукт или другой бенефит.
Похожее явление из той же серии в мире футбола: "Барселона" отчасти финансируется обычными болельщиками, которые ежегодно платят за так называемый статус "сосьо". В России что-то похожее недавно предлагал сделать Петр Авен из Альфа-Банка, когда публично предложил владельцам футбольного клуба «Спартак» продать его.
Одним из основных драйверов роста направления коллективных инвестиций через интернет является поддержка этого направления правительствам. Это и вступающий в силу в США закон Jumpstart Our Business Startups Act, значительно расширяющий круг лиц, инвестиции которых имеют право привлекать стартапы (подробне см. здесь), и инициатива британского правительства, которое решило поддержать малый и средний бизнес в стране в конце 2012 года, выступив инвестором и кредитором с £30 млн на краудинвестинговых площадках CircleUp и Zopa.
В России же краудфандинг пока воспринимается либо как движение хороших людей, собирающих деньги на хорошие проекты, либо как сомнительный механизм получения инвестиций, инициированный пирамидостроителями. Хотя краудфандинг – это не просто еще один способ поднять инвестиции, а новое прорывное решение проблемы экономической эффективности как отдельных компаний, так и целых стран.