Меня периодически спрашивают, какие негативные тенденции я вижу в развитии стартап-движения. Скажу только о двух недавно окончательно оформившихся, которые меня особенно не радуют.
Первая: появилось много проектов, у которых основное умение — это хорошо разбираться в грантах. Само по себе это не плохо, но многие из них считают, что они будут именно на эти деньги жить и превращаться в большой бизнес. Ходить есть за чем: например, один только фонд «Сколково» на начало октября прошлого года выдал грантов на 8,3 млрд рублей. В итоге
проекты ходят между грантодателями, вместо того чтобы работать.
Хотя для стартапов это должно быть даже не второстепенной, а третьестепенной вещью. Главная — развитие бизнеса, вторичная — получение «умных денег» и партнеров. Гранты почти наверняка не «умные деньги», поэтому они на третьем месте.
Вторая тенденция — разнообразные конкурсы и стартап-тусовки. В последнее время появилось огромное количество мероприятий для стартапов. Многие стартапы только и делают, что ездят с одного на другое (между хождениями по грантодателям). Для хорошего проекта это ненормально. Оправданно участие в любой активности, только если у нее есть какая-то конкретная цель — увеличение продаж, поиск партнеров или людей. Но у большинства таких задач для участия в конкурсе нет. Есть небольшое число B2B-проектов, скорее даже проектов, ориентированных на девелоперов, которые могут найти на подобных мероприятиях клиентов, как NGINX, например. Или «Мегаплан», который может с помощью конференций продавать какие-нибудь свои CRM-системы небольшим компаниям. Но таких стартапов очень небольшой процент.
В обоих случаях то, что делается, больше похоже на «игру в стартап», чем на создание реального бизнеса. Они научились выступать, выучили правильные слова. Нам, инвесторам, это ужасно мешает: ты приходишь на мероприятие, чтобы найти нормальный проект, но не можешь его опознать из-за этого «шума». А нормальные стартапы из-за него перестают даже делать попытки, чтобы их услышали.
Стартапер как главный герой фильма «Нефть», он все делает с какой-то конкретной целью, а не просто так. Успешность бизнеса — вот все, что его интересует. Это единственный способ добиться успеха. Путь наверх состоит из ограниченного числа часов.
Условно, у вас есть три года, и это время надопотратить только на то, что действительно нужно, чтобы добежать как можно дальше.
Поэтому любое ваше действие должно быть оправданно. К сожалению, чаще всего это не так, и это как раз основная ошибка в развитии стартапов. Например, на одном конкурсе я подошел к стенду стартапа и спросил его основателей: зачем вы здесь? Они ничего не смогли толком ответить, сказали: «пиар». Но даже пиар не должен быть бессмысленным. Попробуйте затащить на мероприятие Андрея Андреева, основателя Badoo. Если вы не сможете объяснить, зачем конкретно это ему нужно (а скорее всего, не сможете) — шансов у вас нет. Он постоянно сфокусирован на действиях, которые помогут развитию Badoo.
Такое «заряженное» состояние я вижу очень редко: люди медленно отвечают на почту, рано уходят с работы или поздно на нее приходят, занимаются там посторонними вещами. Например, недавно один наш стартапер после получения инвестиций на три недели уехал гостить к сестре в другую страну. Мне это сложно понять: не помню, чтобы я что-нибудь подобное делал до стомиллионного оборота.
Я читал историю про известного инвестора Уоррена Баффетта, который в начале своей карьеры по выходным ездил по бизнес-центрам и смотрел, где припаркованы машины. Увидев машину, он заходил и узнавал, директорская ли она, и в эти компании и пытался инвестировать. Все верно: бизнес — это конкурентная игра, и один из главных ресурсов, которым может конкурировать стартап, — это сконцентрированное время. Когда против вас работают IBM, Microsoft, Facebook или Google, вы можете противопоставить им только одно: сфокусированность на той проблеме, которую хотите решить. Выходные, каникулы, праздники — это время вы должны быть готовы отнять у семьи, близких, друзей, забыть про хобби. То же самое относится и к лишним стартап-мероприятиям или получению грантов.