Интернет уже давно стал одним из основных поставщиков новых лиц в рейтинг миллиардеров Forbes. Предприниматели из сети обращают на себя гораздо больше внимания, чем инвестбанкиры и нефтяные магнаты. Они молоды, умны и эксцентричны. Они всем нравятся. Нравятся правым, потому что сделали себя сами и протестуют против вмешательства государства в свой бизнес и ограничений свободы слова. Нравятся левым, потому что голосуют за демократов и отдают сотни миллионов долларов на благотворительность. Они нравятся даже собственным сотрудникам, которым строят просторные офисы и приглашают массажистов. Они богатеют не по дням, а по часам. По меньшей мере, некоторые.
Но, даже не разделяя всеобщей любви к этим людям, стоит присмотреться к их положению в рейтинге. Во-первых, потому что ни в какой другой индустрии креативное разрушение — и деструктивное творчество — не происходит с такой скоростью, как в интернете. Во-вторых, потому что интернет-предприниматели редко держат активы за пределами сети и, значит, любые перемены в жизни их компаний очень быстро отражаются на персональных состояниях. Глядя на перемены, произошедшие за год в сетевой части списка Forbes, можно вынести много полезных уроков.
Лидеры
В топ-20 мировых магнатов до сих пор нет представителей собственно интернета. Билл Гейтс (Microsoft и инвестиции) и Ларри Эллисон (Oracle) заработали на программном обеспечении. Можно сказать даже, что интернет скорее беднит Гейтса, чем делает богаче: созданная им компания (на нее приходится 25% его состояния) теряет на интернете больше $2 млрд в год.
В интернет-части рейтинга лидерами остаются Ларри Пейдж и Сергей Брин (по $18,7 млрд). Каждый из них за год стал беднее на $3 млрд, но винить в этом они могут только себя: как раз прошлой весной они вернули себе контроль над компанией. Пейдж снова стал генеральным директором, а большинство голосующих акций по-прежнему у двух основателей, хотя они и собираются в ближайшие пару лет избавиться от контроля. Акции Google не выросли за последние два года, с тех самых пор, как компания объявила о своем уходе из Китая.
На втором месте Джефф Безос (Amazon; $18,4 млрд). За год его компания подорожала больше чем на 10%, осенью он представил новое поколение электронных книг Kindle и планшет Kindle Fire, а продажи в 2011 году достигли $48 млрд.
Бронзовый призер Марк Цукерберг (Facebook; $17,5 млрд) отстает от Пейджа и Брина всего лишь на $1 млрд, и, скорее всего, обгонит своих главных конкурентов уже в следующем году. Если Facebook во время ожидаемого размещения будет оценен в $100 млрд, состояние его создателя приблизится к 30 млрд.
Растущий поиск
Обогнать основателей Google в ближайшие годы могут не только Безос и Цукерберг. Если Ларри Пейдж и Сергей Брин потеряли за прошедший год по $3 млрд, то основатель поисковика Baidu Робин Ли слегка разбогател и теперь стоит $10,2 млрд. Он уже обогнал председателя совета директоров Google Эрика Шмидта (№6, $6,9 млрд). Его поисковик тоже добавил за год, и теперь контролирует почти 80% домашнего рынка. За последние два года Baidu подорожал в 3,5 раза — своим стремительным ростом компания обязана тому же, чему и Google своей стагнацией. Создатели других мировых поисковиков в рейтинге отсутствуют: Волож чуть-чуть не дотягивает до $1 млрд, а основатель чешского Seznam Иво Лукачович оценивается Forbes в $500 млн.
Новые и ожидаемые участники
По меньшей мере два видных интернет-предпринимателя, создатель «Яндекса» Аркадий Волож и основатель Groupon Эндрю Мейсон, успели стать миллиардерами в середине прошлого года, разместив акции своих компаний на бирже Nasdaq. Но с тех пор рынок чуть просел, и официальный дебют придется отложить на 2013 год.
Помимо них громкие публичные размещения удались Марку Пинкусу (он присутствует в списке с прошлого года) и Риду Хоффману (новичок). Их компании — крупнейший разработчик социальных игр Zynga и профессиональная сеть LinkedIn — стоят около $10 млрд. Акции Zynga выросли после публикации проспекта Facebook: оказалось, что 12% выручки социальной сети поступают от Zynga. Пинкус и Хоффман дружат уже много лет (еще в 2003 году они вместе инвестировали в социальную сеть Tribe), они вместе вложились несколько лет назад в Facebook (их $40 000 на брата превратились за это время в несколько сотен миллионов), они почти одновременно вывели свои компании на биржу, и состояние у них одинаковое — по $1,8 млрд.
Инвестор года
В прошлом году в клубе миллиардеров дебютировал Юрий Мильнер, а в этом — инвестор, значащий для интернета в России и в мире никак не меньше. 36-летний Чейз Колман, управляющий фондом Tiger Global LP (его состояние $1,1 млрд). По данным Bloomberg, Tiger Global был самым прибыльным хедж-фондом 2011 года (рост — 45%). Причина такого успеха в том, что Tiger не только и не столько хедж-фонд, сколько венчурная компания. В портфеле Колмана в разное время побывали — или остаются до сих пор — компании, из которых можно было бы сделать сборник «Кто есть кто в интернете». Google, Apple, Yandex, Mail.ru Group, LinkedIn, Zynga, Baidu, несколько русских стартапов, вроде Wikimart и AnywayAnyday — и десятки других компаний в Бразилии, Южной Африке, Китае и Восточной Европе. Практически всегда фонд покупал доли в частных компаниях, которые кратно дорожали после размещения. Трудно сомневаться, что Колман будет быстро продвигаться по рейтингу.
Готовятся на выход
Основатели Yahoo были главной историей успеха 1990-х, главной неудачей 2000-х, а в десятые годы рискуют и вовсе перестать быть миллиардерами. Сейчас у Дэвида Фило $1,3 млрд, у Джерри Янга — $1,2. Оба они были бы в два раза богаче, если бы в 2008 году им удалось завершить сделку по продаже своей компании Microsoft, а тем более, если бы они избавились от своих долей десять лет назад. Последнее время Yahoo только дешевеет, а главный актив компании — купленная когда-то по случаю доля в китайской компании Alibaba. Инвесторы рассматривают возможность выкупить компанию с биржи и распродать по кускам.
Жертвы интернета
Многие годы интернет был грядкой для миллиардеров, но в 2012 году впервые похоронил двух харизматичных участников рейтинга. Создатели Research in Motion Марк Лазаридис и Джим Болсилли в прошлом году отказались от управления компанией, но неизвестно, спасет ли это BlackBerry. Бренд, много лет бывший синонимом умного телефона не выдержал конкуренции с iPhone и Android и быстро теряет рыночную долю. Лазаридис и Болсилли тяжело переживали неудачи и громко спорили с аналитиками и журналистами на пресс-конференциях, но теперь им в пору признать свой провал.
Можно принимать ставки на то, кто выпадет из рейтинга Forbes вслед за создателями, а кто попадет в него вместе с Аркадием Воложем, но почти наверняка в своей интернет-части рейтинг-2013 обновится куда больше, чем в других отраслях.