К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как делали «Фобос-Грунт» и почему он упал

фото NASA
фото NASA
За последние 11 лет бюджет гражданской космонавтики в России увеличился в 18 раз. За последний год провалом закончились миссии 7 космических аппаратов

Вечером 15 января российская межпланетная станция «Фобос-Грунт» вошла в плотные слои атмосферы Земли и сгорела. Обломки аппарата упали в океане. Старт космического аппарата состоялся 9 ноября 2011 года, «Фобос-Грунт» должен был доставить на Землю образцы грунта с одноименного спутника Марса. Но в результате сбоя станция не смогла покинуть околоземную орбиту. Кто и как делал этот космический аппарат, ставший символом космических неудач России?

Космический аппарат стоимостью 5 млрд рублей завис на неуправляемой орбите и постепенно начал разваливаться. Первая за последние 15 лет межпланетная российская экспедиция закончилась провалом. Космическая станция «Фобос-Грунт», запущенная с Земли к спутнику Марса 9 ноября 2011 года, на Фобос никогда не попадет — 15 января ее обгоревшие обломки рухнули в океан. За год российская космонавтика потеряла три спутника «Глонасс» (стоимость $138 млн), военный спутник «Гео-ИК-2», спутник связи «Экспресс-АМ4» ($260 млн) и грузовой корабль «Прогресс», направлявшийся на Международную космическую станцию (МКС). В целом состояние дел в отрасли выглядит катастрофой. Глава государства Дмитрий Медведев не исключил введения уголовной ответственности за космические аварии. Что происходит в российской космонавтике?

Затерянный на орбите

В 2007 году 34-летнего первого заместителя главы ОКБ ФГУП «НПО имени С. А. Лавочкина» Максима Мартынова вызвал непосредственный руководитель. Предложение не стало неожиданным. «Все знали, что после ухода предыдущего главного конструктора проекта «Фобос-Грунт» браться за него никто не хотел, — рассказывает Мартынов. — Но я не стал отказываться». Проект по созданию космической станции для запуска к спутнику Марса финансировался еще с 2005 года, но к 2007 году почти ничего не было сделано.

 

Создание автоматической станции для межпланетной экспедиции — всегда большой риск, тем более когда речь идет о Марсе. В СССР успешными были лишь 30% полетов космических аппаратов к Марсу, намного лучше удавались экспедиции к Венере, Луне и полеты на орбиту Земли. Мартынов собрал команду преимущественно из молодых сотрудников и «устроил настоящую гонку» — искали поставщиков, подбирали элементную базу, дорабатывали конструкцию. «Фобос-Грунт» планировалось запустить в 2009 году, но за год до этого он был готов только на бумаге. В 2008 году по межагентскому соглашению в конструкцию космического аппарата «Фобос-Грунт» пришлось ввести китайский микроспутник, что потребовало доработать аппарат и перевести с ракеты-носителя «Союз» на ракету-носитель «Зенит».

К 2009 году аппарат не был готов технически, кроме того, выяснилось, что спроектированный манипулятор не сможет взять грунт на Фобосе, если окажется на каменистой поверхности. Конструкцию нужно было дополнять вторым манипулятором с отбойным молотком. Запуск перенесли на осень 2011 года, но команда «Фобос-Грунта» жить спокойнее не стала. Как только стало известно о переносе старта, большая часть смежников запросила свое оборудование на доработку. С космического аппарата пришлось снять почти 80% бортовых систем. Полностью он был собран заново только в июле 2011 года, за три месяца до старта, при этом космическим аппаратам при обычных условиях требуется восемь-девять месяцев испытаний.

 

Мартынов говорит, что все необходимые испытания аппарат прошел: «Испытания в сборе проходили не больше двух месяцев, что крайне мало, но все программы были выполнены и согласованы с заказчиком». Работали в авральном режиме, в три смены, но все равно пришлось доделывать аппарат уже на полигоне: устранять выявленные в самый последний момент замечания по программному обеспечению. О переносе сроков запуска и речи быть не могло. К следующему астрономическому окну, когда возможен полет к Марсу (примерно каждые два года и два месяца) истекала гарантия на оборудование и приборы, аппарат пришлось бы строить заново.

За запуском «Фобос-Грунта» с Байконура Мартынов следил в Центре управления полетами НПО им. Лавочкина в Химках. Первоначально все системы работали штатно, через восемь минут после отделения ракеты «Фобос-Грунт» передал телеметрическую информацию, потом ушел в зону невидимости. Через час двадцать была передана новая серия информации: аппарат вышел на Солнце, сориентировался, раскрыл солнечные батареи. Перед запуском основного двигателя он снова ушел в зону невидимости. И потерялся. Чуть позже пришла информация от военных — «Фобос-Грунт» остался на опорной орбите, экспедиция не удалась.

После запуска «Фобос-Грунта» Мартынов вновь спит по три часа в сутки, он и его сотрудники изучают скудную информацию, которую периодически удается получить от космического аппарата, пытаются найти и по возможности исправить ошибки. В декабре 2011 года они еще надеялись запустить маршевый двигатель и отправить свое детище на астероид, чтобы привезти на Землю первородное вещество.

 

Неудача с «Фобос-Грунтом» может радикально поменять будущую программу развития российской космонавтики: вместо межпланетных экспедиций, к примеру, переориентировать ее на освоение Луны. По мнению Мартынова, проекты с Марсом и Фобосом надо продолжать, есть уже достаточный опыт и разработки. Проект обошелся в 5 млрд рублей, сам аппарат стоил 1,2 млрд рублей (на эту сумму он и был застрахован). «Если мы закроем тему и вернемся к ней через 15 лет, то придется все начинать сначала, как это уже происходило, — считает он. — У нас в команде по планетной тематике постоянно работает не менее 50 человек, 45 из них младше 30 лет. Сейчас они опустошены, но генерируют идеи и готовы работать».

Нежданная монополия

Ранним утром 21 июля 2011 года на космодроме имени Джона Кеннеди на острове Мерритт во Флориде приземлился последний в истории космических челноков шаттл Atlantis с четырьмя астронавтами на борту. Тридцатилетняя программа эксплуатации многоразовых космических кораблей была закрыта. С этого дня, по специальному соглашению между Национальным аэрокосмическим агентством (NASA) и Роскосмосом, до 2016 года доставку астронавтов на Международную космическую станцию (МКС) будут осуществлять российские пилотируемые корабли.

Главный выгодоприобретатель в этой ситуации — Ракетно-космическая корпорация «Энергия». Лидер российской космонавтики, первым в мире запустивший искусственный спутник Земли и отправивший первого человека в космос, остался единственным космическим перевозчиком. Впрочем, Александр Деречин, заместитель генерального конструктора «Энергии», не производит впечатления человека, уверенного в блестящем будущем своего дела. «Да, мы остались без конкурентов, но это будет продолжаться до 2017 года включительно, — говорит он в интервью Forbes. — США очень не любят быть на вторых ролях и разработали план освобождения от русской зависимости — чрезвычайно умную программу коммерциализации низкой орбиты».

Речь идет о программе NASA «Коммерческая орбитальная транспортировка», в рамках которой в декабре 2008 года были заключены контракты с частными компаниями SpaceX и Orbital Sciences о создании кораблей для доставки грузов и астронавтов на орбиту, в том числе на МКС. После серии испытательных пусков в августе 2011 года NASA дало разрешение на стыковку корабля Dragon производства SpaceX с МКС. «В этом направлении сейчас серьезно работают четыре американские фирмы, — рассказывает Деречин. — Наша монополия будет разрушена, у нас очень мало времени, чтобы выйти на рынок со своим новым кораблем».

Этот корабль создают в подмосковном Королеве. Дорогу к РКК «Энергия», градообразующему предприятию города, укажет любой местный житель: от центральной площади через парк, мимо памятника Ленину к ракете «Союз», возвышающейся на постаменте над центральной проходной корпорации. Средняя зарплата в «Энергии» — 30 000 рублей в месяц, работают в основном люди пенсионного возраста, хотя в последнее время приходят и молодые специалисты (из 8000 сотрудников сейчас около 1500 молодых людей в возрасте до 30 лет). Что их привлекает? «Стабильность, — говорит инженер, проработавший на предприятии более 30 лет, — я не знаю, что нужно сделать, чтобы тебя отсюда уволили. Поэтому лишних людей очень много».

 

По мнению Деречина, кадровая проблема связана не только с низкой зарплатой. «Молодежи нужен вызов, им скучно работать на старых проектах — изучать «Союзы», — говорит он. Но с новыми проектами у «Энергии» пока не ладится. В 2000 году корпорация начала проектирование многоразового космического корабля «Клипер» и через пять лет представила его полномасштабный проект. Но в 2006 году проект был отправлен на доработку, а затем закрыли и конкурс Роскосмоса по созданию нового корабля.

В 2009 году «Энергия» выиграла еще один конкурс. Уже готов эскизный проект шестиместного корабля, который должен стать частью «Перспективной пилотируемой транспортной системы». Но в настоящее время все работы приостановлены. Дело в том, что корабль создавался для ракеты-носителя «Зенит» украинского КБ «Южное», но позже пилотируемую космонавтику решили связать с новым космодромом на Дальнем Востоке и другой ракетой-носителем — «Русь-М», проектируемой на ЦСКБ-Прогресс. Пуск запланирован на 2015 год. Однако осенью 2011 года по инициативе Роскосмоса все работы по разработке «Русь-М» были прекращены из-за недостаточного финансирования.

Глава Роскосмоса Владимир Поповкин объяснил, что отказ от разработки ракеты-носителя «Русь-М» не означает прекращения работ по созданию нового пилотируемого корабля. Ракетой-носителем для него вновь станет «Ангара». «Энергии» придется перестраивать свой проект под новый носитель, ждать, когда будет построен космодром Восточный в Амурской области (окончание работ запланировано на 2015 год) и пройдут испытательные запуски. При этом, по словам Поповкина, первыми будут запускать с нового космодрома проверенные временем «Союзы». «Мы проверим, как эти ракеты летают, и после этого примем решение о дальнейших планах по Восточному — запускать старые ракеты или вернуться к разработке новой»», — заявил Поповкин на парламентском часе в Госдуме в октябре 2011 года.

В будущее российского космоса или хотя бы создание нового шестиместного корабля не верит, похоже, и давний партнер РКК «Энергия» Сергей Костенко, основатель компании Space Adventures, которая на аппаратах корпорации отправляла на МКС космических туристов. Сейчас Костенко руководит компанией «Орбитальные технологии», разрабатывающей создание на околоземной орбите «Коммерческой космической станции», или гостиницы для туристов. После закрытия американской программы с шаттлами Костенко туристов в космос не возит: у загруженных под завязку «Союзов» нет возможностей. Деречин говорит, что корпорация готова собрать еще один старый трехместный «Союз», но для этого нужно иметь гарантированные заказы минимум от трех туристов. Пока желающих нет: после первого полета космического туриста в 2001 году стоимость путевки на орбиту выросла с $20 млн до $60 млн. Впрочем, цена билета может снизиться, если шестиместный корабль все-таки появится. «Если Россия не создаст новый корабль, то лишится лучшей отрасли, доставшейся от советской власти, главного бренда страны», — считает Костенко.

 

«За последние 11 лет бюджет гражданской космонавтики в России увеличился в 18 раз. Но выделенных средств все равно недостаточно», — уверен Деречин. В 2011 году Роскосмос получил более $3 млрд, бюджет космического агентства в 2012 году, по неофициальным данным, составит около $4 млрд. По этому показателю Россия находится на пятом месте в мире после США, ЕС, Японии, Китая. Деречин не исключает, что скоро нас обгонят Индия и Южная Корея. Как расходуются деньги? В сентябре 2011 года глава Счетной палаты Сергей Степашин заявил, что масштабная проверка отрасли выявила массу нарушений, в том числе и нецелевое использование средств: приписки, завышение стоимости работ, ничем не обоснованные премии руководства и пр.

Нынешние проблемы космической отрасли — следствие неэффективности управления, убеждены эксперты. Отрасль в основном состоит из ФГУПов и ГУПов, акционерных предприятий намного меньше. Сергей Недорослев, основатель ГК «Каскол», которая до недавнего времени владела пакетами акций РКК «Энергия» (10%) и НПП «Звезда» (25%) (производитель скафандров), считает, что форму собственности давно пора менять. «Это самая неэффективная форма, при которой главным бенефициаром является генеральный директор, — рассуждает он. — Нужно их все преобразовать в акционерные общества, менять менеджмент, нанимать независимых членов совета директоров, объединять в холдинги и, возможно, проводить IPO».

Роскосмос уже движется в этом направлении. В июне 2011 года Владимир Поповкин заявил, что все предприятия ракетно-космической отрасли будут объединяться в конкурирующие холдинги. Уже началось присоединение производителя ракетных двигателей НПО «Энергомаш» к РКК «Энергия», в ближайшем будущем в холдинг планируется ввести самарский «Прогресс», производитель ракет-носителей.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+