К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Своя игра IBM

Своя игра IBM
Суперкомпьютер IBM собирается участвовать в интеллектуальном телешоу. Его соперники — живые люди

Суперкомпьютер по имени «Уотсон» собирается сыграть в американском оригинале телешоу «Своя игра» (Jeopardy!). Машина вопросов и ответов будет соревноваться в телеэфире с двумя величайшими чемпионами Jeopardy! всех времен — Кеном Дженнингсом и Брэдом Руттером.

Дженнингс в сезоне 2004-2005 годов выиграл 74 игры подряд — этот рекорд вряд ли когда-либо будет побит. Руттер никогда не проигрывал в Jeopardy!, выиграл $3,25 млн призовых денег (тоже рекорд) и занимал первые места в трех соревнованиях чемпионов. Трудно найти лучших соперников.

Вполне вероятно, что чемпионы проиграют — если не в этом феврале, то в конечном счете. Любой, кто смотрел «Космическую одиссею — 2001», или «Терминатора», знает, что компьютеры не сдаются. Не сдается и IBM, когда на кону стоит ее репутация. Играющему в шахматы суперкомпьютеру IBM Deep Blue понадобилось шесть лет усовершенствований, прежде чем он смог победить Гарри Каспарова в 1997 году.

 

На этот раз IBM построила совершенно другую машину, чудо обработки естественного языка, которое может оперировать 1000 алгоритмов, обращаясь к информационной базе, эквивалентной библиотеке в миллионы томов. Она понимает анаграммы, каламбуры, игру слов и помнит все шекспировские монологи, крупнейшие реки и столицы мира. Команда из 25 работников IBM провела последние четыре года, настраивая алгоритмы «Уотсона», стараясь ускорить скорость анализа, процесс логического умозаключения и выдачу ответа. В 2006 году компьютер редко набирался уверенности, чтобы «нажать на кнопку», и угадывал ответ только в 15% случаев. Теперь он настолько умен, что большую часть прошлой осени успешно соревновался с победителями Jeopardy! в рамках подготовки к решающей игре.

Дэвид Ферруччи, исследователь IBM, ответственный за проект, не рассказал, насколько успешен был «Уотсон» в спарринге. Но он верит, что тот готов к бою. Компьютер, названный в честь основателя IBM, Томаса Дж. Уотсона, использует грандиозную параллельную сеть из нескольких тысяч процессоров Power 7, помещенных в шести контейнерах размером с холодильник. IBM загрузила «Уотсона» всем возможным лицензированным и общедоступным контентом, чтобы создать огромный семантический каталог.

 

Когда ведущий зачитывает вопросы, они загружаются в «Уотсона», который анализирует текст, формулирует догадки, сверяется со всеми данными, которые может найти, чтобы проверить эти догадки. Затем он генерирует пять ответов, оценивая уровень своей уверенности в каждом из них, прежде чем решить, нажимать ли кнопку ответа. Компьютер может оценить сумму денег на кону, насколько он опережает или отстает от других игроков, насколько успешно продвигается в выбранной категории вопросов, и отрегулировать уровень уверенности. Ферруччи утверждает, что если Уотсон сильно отстает в игре, он попытается дать ответ в котором не очень уверен (скажем, на 40%). Однако в другой ситуации он может подумать и так: «Я вырвался далеко вперед, зачем мне рисковать?» — и не станет давить на кнопку, несмотря на уровень уверенности в 75%.

«Уотсон» функционально слеп и глух, и поэтому не может участвовать в тех вопросах, где информация связана с видео или аудио. Ферруччи говорит, что у «Уотсона» также проблемы с вопросами, связанными с непосредственным человеческим опытом — например, «Посмотрите сюда, вы видите доски». Когда его спросили, что под ними, он ответил прямо: «Пол».

«Уотсон» поначалу теряется, сталкиваясь с некоторыми заданиями. Например, когда требуется отгадывать мировые столицы по анаграммам. Однако после нескольких вопросов он понимает, в чем загвоздка, и начинает выдавать ответы.

 

Участие в Jeopardy! — это полусерьезная симуляция более серьезных применений «Уотсона»: установки диагнозов, ответов на вопросы технической поддержки или анализа объемных юридических документов. «Он преодолевает неспособность человека вспомнить содержание когда-то прочитанных документов», — говорит Ферруччи. Несмотря на эти слова, вся работа с «Уотсоном» научила его восхищаться силой человеческого мозга. Орган весом в полтора килограмма за секунды может справиться с решением задачи, которая требует компьютера размером с шесть холодильников.

Ричард Доэрти, руководитель исследований группы Envisioneering Group, при первом знакомстве с «Уотсоном» был поражен. «Это настолько далеко оставляет позади эру баз данных и электронных таблиц», — говорит он. Доэрти видит потенциал в кузенах «Уотсона», вооруженных методом искусственного анализа для оптимизации моделей дорожного движения и планирования действий в чрезвычайных обстоятельствах, где машину не сбивают с толку чувства, которые испытывают обычные люди. Чарльз Кинг из компании Pund-IT надеется, что уже скоро «мы увидим технологии, подобные «Уотсону», в коммерческих решениях». Jeopardy! с участием Уотсона выйдет в эфир 14 февраля. Главный приз — $1 млн; второе место дает $300 000, а третье — $200 000. Руттер и Дженнингс в случае победы пожертвуют на благотворительность половину своего выигрыша — IBM, естественно, весь. И пусть победа достанется лучшей логической схеме.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+