Крис Согоян — не самый типичный чиновник. Он начал карьеру с того, что в 2006 году создал устройство, позволяющее печатать фальшивые посадочные талоны авиакомпании Northwest Airlines, чтобы выявить недостатки в системе авиационной безопасности. ФБР тогда проводило обыск в его доме, но обвинений так и не выдвинуло. Год спустя Крис, используя только данные, публично доступные на сайте компании Biofilm, создал карту поставок любриканта Astroglide, который она продавала. Он настаивал, что подобные данные нарушают право на частную жизнь, но власти отказались проводить расследование, поскольку никакая финансовая информация на сайте не фигурировала. «Только имя, номер телефона и тот факт, что вы покупаете любрикант», — ворчит Согоян.
Какого же было его удивление, когда Федеральная торговая комиссия США (в ее компетенции находится, в частности, защита прав потребителей), предложила ему работу. Ей требовались технические специалисты, чтобы расследовать вмешательство корпораций в частную жизнь клиентов. Согоян согласился из прагматических соображений. «ФТК — единственная структура федерального уровня, занимающаяся этими проблемами», — объясняет он.
Это было странное сотрудничество с самого начала. В первый же день на новом месте его попросили предоставить свои отпечатки пальцев; он чуть не уволился в знак протеста. Затем Согоян проигнорировал проверку службы безопасности, просто не отвечая на электронные письма. «Мне казалось, что для защиты чужой частной жизни я не должен открывать свою».
В то же время работа на правительство имела свои достоинства. Однажды правительственное удостоверение помогло ему записать на отраслевой конференции по безопасности, как топ-менеджеры сотового оператора Sprint хвастались в кулуарах, что за год 8 млн раз удовлетворяют запросы правоохранительных органов на предоставление данных с GPS, встроенных в телефоны клиентов.
Аудиозапись, опубликованная в его личном блоге, вызвала скандал. Через месяц Министерство юстиции провело расследование и выяснило, что ФБР прибегала к вымышленным поводам, чтобы незаконно воспользоваться базами данных Sprint.
Методы Согояна не слишком понравились его руководству. Изучив рабочие методы нового сотрудника, комиссия отказалось продлевать с ним контракт, хотя сразу же наняла Криса на неполную ставку, чтобы он закончил начатые дела. Представитель ФТК ограничился заявлением, что Крис «оказал комиссии ценные услуги».
Уйдя с государственной службы, Согоян продолжил заниматься тем же, чем прежде: защитой права на частную жизнь. Он пожаловался своему бывшему нанимателю на Google, что поисковик передавал своим партнерам информацию о том, как люди попадают на их сайты. Из этой жалобы вырос коллективный иск к компании.
Комиссия тоже не опускает рук. В конце ноября технологическим менеджером ФТК стал профессор комбинаторики из Принстона Эд Фельтен, известный в частности тем, что в 2005 году судился с Sony, которая тайно устанавливала на компьютеры пользователей программы, препятствующие копированию лазерных дисков.
По мнению Согояна, для начала это неплохо, но правительству еще есть куда расти: «После года жизни в Вашингтоне мне стало совершенно очевидно, что многие законодатели не имеют ни малейшего представления, как работают технологии». И хакеры.