В надежде найти нефть геофизики компании Chevron пытаются заглянуть под километровые слои воды, соли и горных пород. Их инструменты — сейсмографы и настольные компьютеры, строящие трехмерные модели.
Компания располагает сотней перспективных точек для бурения в Мексиканском заливе, но основные надежды связаны с отложениями Уилкокс на границе шельфа. По словам руководителя геологоразведки Chevron Джеймса Сирли, там, возможно, запасено 12 млрд баррелей нефти. Но добраться до нее не так уж просто: «Каждая глубоководная скважина стоит компании $100 млн, и мы щедро инвестируем в получение сейсмических данных, чтобы уменьшить риск холостого бурения».
В Хьюстонском офисе геологи буквально сидят на 8 петабайтах сейсмических данных — этого хватило бы, чтобы записать 900 000 болванок DVD. Серверы занимают два этажа здания и каждый день пополняются пятью терабайтами новой информации. 3D-рендеринг 10 000 кв. км дна, созданный разведчиками, — одна из полнейших геологических моделей Мексиканского залива.
Исследователи Chevron не могут сидеть и ждать, когда случится следующее землетрясение. Для нужд разведки используются искусственные взрывы — в горных породах детонируют бомбы, а серверы Chevron вычисляют, что лежит под землей. У каждой среды своя проводимость, по которой можно установить, имеешь ты дело с нефтью или твердой породой. Технологии визуализации так хороши, что геологи могут практически разглядеть внутри породы перспективные участки.
Реконструировать породы с помощью сейсмических данных — это только полдела. Отложения соли на морском дне вносят в картину искажения. Чтобы смотреть сквозь соль, Chevron купила в начале 1990-х суперкомпьютер Cray, на котором создавала 3D-визуализацию дна, а также арендовала у правительства глубоководные исследовательские аппараты. Под четырехкилометровым слоем соли компания разведала поле Таити, которое ежедневно дает 125 000 баррелей нефти с глубины 7 км.
В этом году Chevron списала последний суперкомпьютер, заменив его настольными компьютерами по $10 000 за штуку. По словам старшего геофизика компании Барни Иссена, с работой, на которую в 1993 году у Cray уходило три месяца, современный настольный компьютер справляется меньше чем за два часа. Чтобы справиться с большой нагрузкой, компьютеры объединены в кластеры на Linux, в которых сотни процессоров работают параллельно.
Сегодня большая часть мозгов и вычислительных мощностей Chevron направлена на исследование отложений Уилкокса. На протяжении десятилетий геологи находили богатые месторождения нефти и газа на берегу залива в этом районе. Часть этих отложений сползла по шельфу в море и была поглощена отложениями соли — во времена, когда обе Америки еще только отделялись от Африки и Европы. В 2005 году Chevron обнаружила нефть в скважине Jack-2 под солью, и Уилкокс стали воспринимать как огромный новый ресурс. Компания планирует вложить в разработку месторождения $7,5 млрд.
Иссен говорит: «когда я начинал работать, идея, что под солью могут быть пригодные для нефти резервуары, казалась еретической». Теперь считается, что породы, осаждаясь на соль, раздвигают ее и со временем в ней утопают.
Солевые отложения пропускают свет, но, как мутное стекло, не позволяют различить детали. Однако если определить геометрию верхней и нижней поверхности солевого слоя, можно написать программу, которая уберет искажения. Тогда, используя достаточные вычислительные мощности, можно превратить солевые шоры в увеличительное стекло. Иссен показывает трехмерную модель перспективной скважины Buckskin: под слоем соли видно пятно старых отложений — признак того, что там может быть нефть. «Нефть не увидишь, пока не внесешь поправки на соль», — говорит Иссен. В прошлом году Chevron объявила, что, пробурив десятикилометровую скважину, нашла слой нефтеносных песков.
Тем не менее технологии еще далеки от совершенства. «Иногда мы не находим объектов, которые рисует нам компьютер», — говорит Сирли. Трехмерную модель залива приходится непрестанно совершенствовать. «Нам нужны лучшие методы обработки данных, — утверждает геофизик Марк Кельмель. — Потому что в скором будущем их число вырастет на порядки».