К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Поверить алгеброй футбол

Поверить алгеброй футбол
Американский профессор изучает футбол, чтобы оценить качество взаимодействий в команде и вклад в игру каждого участника

Результаты игр, прошедших в этом месяце в рамках чемпионата мира в Южной Африке, довольно типичны: Англия — США 1:1, Португалия — Кот-д'Ивуар 0:0. Больше всех голов в одной игре (4) забили Германия и Аргентина.

В отсутствие конкретных данных футбольным статистикам сложно оценивать работу команд и игроков. Ничейный счет 1:1 дает для анализа два гола и, возможно, две голевые передачи плюс дополнительные количественные показатели — такие как удары по воротам или время владения мячом. Но это ничто по сравнению, например, с бейсболом, где дискретное статистическое событие происходит при каждом броске, для каждого отбивающего все 162 игры в год. Или с баскетболом — «Бостон Селтикс» и «Лос-Анджелес Лэйкерс» в течение первых шести игр финала НБА зарабатывали в среднем по 180 очков за игру.

Цифры в спорте — именно то, что привлекает Луи Амарала, профессора химической и биологической инженерии в Школе инженерного искусства и прикладных наук при Северозападном университете. Ему интересна количественная оценка выступлений команд и игроков внутри каждой команды. И он большой фанат футбола.

 

«Футбол — отличная игра, но всего лишь игра. Куда интереснее было бы все в нем посчитать. Если мы сможем понять, чем обусловлен успех в футболе, можно будет применить эти знания и для других командных взаимодействий».

Амарал с группой исследователей детально изучили все игры чемпионата Европы 2008 года. Они проанализировали каждый пас независимо от того, был он успешным или нет, закончился он голевым моментом или голом. Их целью было отследить связи, которые возникают внутри команды, и насколько отдельные игроки влияют на качество этих связей. Результаты исследования опубликованы в июньском номере уважаемого журнала PLoS ONE.

 

Статистика меняет оценку многих видов спорта как со стороны болельщиков, так и со стороны тех, кто подписывает контракты с игроками. Бейсбол стал первым; эта игра была проанализирована в книге Майкла Льюиса «Деньгобол». Футбольная статистика, хотя широко используется фанатами и самими командами, еще не так развита: футбольные данные сложнее обобщить. Нефтяная компания Castrol спонсирует одну такую попытку — рейтинг Castrol. Но Castrol оценивает достижения игроков, а не команд.

Профессор Амарал уже долгое время интересуется оценкой именно командной игры. В 2005 году он опубликовал в Science работу, посвященную характеристике коллективов ученых, опубликовавших работы в лучших научных журналах. Он обнаружил — впрочем, без особого удивления, — что большое значение имел опыт каждого ученого. Кроме того, работы, которые чаще попадали в лучшие журналы, были результатом сотрудничества между несколькими исследователями. Но Амаралу не удавалось вычислить, какой вклад каждый игрок вносит в победу или поражение своей команды. «Мы знаем, кто был частью команды и каков был результат. Но неизвестно, кто именно обеспечил результат», — говорит он.

Тогда Амарал принялся изучать ход мяча. Насколько успешно игроки одной команды пасуют мяч друг другу, и насколько часто это приводит к голевой комбинации и голу. Проанализировав каждую игру и подсчитав относительную ценность каждого игрока, он использовал данные, чтобы симулировать каждую игру один миллион раз. Работа выявила и успешных игроков, и продуктивные связи внутри команды. Отлаженность связей, показал профессор, играет важную роль наряду с качеством игроков.

 

В финальном матче Евро-2008 между Германией и Испанией в немецкой команде наблюдались успешные взаимодействия между защитниками, но не среди полузащитников и нападающих. В Испании командные связи были на высоте, и команда выиграла чемпионат. Сборная России на чемпионате Европы, подсчитал Амарал, очень хорошо играла сама, но слишком много позволяла сопернику. Принцип «живи и дай жить другим» — следствие неидеальных взаимодействий в команде, лучшие сборные никому жить не дают.

В индивидуальном зачете лучшими оказались игроки испанской сборной Серхио Рамос и Хави. Хави, по системе профессора Амарала, получил признание еще в двух номинациях, включая лучшую игру по всему полю. Эксперты пришли к похожему выводу: Хави был признан самым полезным игроком Евро-2008.

Увы, великолепная игра Хави и Испании не порадовала нас на нынешнем чемпионате мира. По крайней мере пока этого не видно. 16 июня Испания, на удивление всем, проиграла Швейцарии со счетом 1:0.

Амарал считает, что его методология будет полезна тем, кто оценивает таланты футболистов; поможет понять, действительно ли такие игроки, как Криштиану Роналдо, стоят $132 млн.

Разобравшись с футболом, профессор собирается исследовать электронную переписку и другие коммуникации между коллегами, чтобы определить относительную ценность каждого человека, занятого в команде, работающей над новым продуктом или услугой. Это мало отличается от футбола, считает он.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+