Со следующей осени завод биотоплива в Эмметсбурге, принадлежащий компании Poet, будут использовать в производстве вещество GH-61. Каков принцип его действия и из чего оно сделано, знают только технологи фирмы Novozymes, но известно, что вещество ускоряет работу ферментов. Уже в этом году коктейль из ферментов и GH-61 начнет превращать кукурузные початки в этанол для автомобилей, а производство целлюлозного спирта впервые станет безубыточным.
Novozymes в основном производит ферменты, но целлюлозный спирт — это огромный потенциальный рынок для компании. Целлюлозный этанол производится из несъедобных частей растений и, таким образом, не отнимает у людей пищу и не приводит к массовой вырубке лесов. Исполнительный директор Novozymes Стин Риисгаард осторожен в прогнозах: рынок целлюлозного спирта, использующий GH-61, появится не раньше 2013 года, а может быть, и позже.
С 2000 года, когда Риисгаард возглавил Novozymes, продажи компании растут на 11% в год и в прошлом году достигли $1,6 млрд. Прибыль росла на 16% в год ($230 млн в прошлом году). Novozymes занимает 47% на рынке промышленных ферментов (у ближайшего преследователя — Genencor — только 21%) и является лидером роста в своей области согласно рейтингу крупнейших компаний Forbes.
Ферменты Novozymes замещают сделанные из нефти компоненты чистящих средств, которые выпускаются компаниями вроде Procter & Gamble. (Скажем, ферменты в жидкости для мытья посуды расщепляют длинные белковые цепочки яичного желтка, прилипающие к тарелке.) Кроме того, ферменты компании участвуют в производстве большей части всего этанола в США, а сельскохозяйственные компании добавляют их в корм для животных, чтобы сэкономить на пищевых добавках.
«Мы растем за счет химической промышленности, — говорит Риисгаард, — делая все, что необходимо, из сахара, а не из нефти».
Большинство ферментов Novozymes производятся двумя организмами: бактерией Bacillus subtilis и плесневым грибом Aspergillus oryzae. Они очень распространены и хорошо известны — Aspergillus, например, используется в приготовлении соевого соуса. Novozymes с помощью генной инженерии учит эти микроорганизмы выделять нужный фермент (или смесь ферментов) в огромных количествах.
Разработка ферментов, помогающих делать топливо из черенков и листвы растений, ведется уже много лет. Самая трудная задача состоит в том, чтобы найти способ дешево расщеплять целлюлозу, из которой состоят растения, на сахара, которые затем можно будет ферментировать в топливо. Именно эту задачу решают ферменты, поставляемые на завод в Эмметсбурге. Novozymes хочет усилить действие ферментов настолько, чтобы можно было отказаться от целых этапов переработки биосырья, сократив издержки производства топлива до минимума.
Novozymes не ограничивает свою деятельность ферментами. В этом году в Китае должен заработать завод компании по производству гиалуроновой кислоты. Это вещество используется для медицинских и косметических нужд, например для увеличения губ и разглаживания морщин. Но существующие способы получения кислоты не слишком хороши. Для ее производства приходится либо рубить гребешки петухам, либо ферментировать стрептококк, штаммы которого вызывают множество заболеваний. Novozymes удалось обучить бактерий производству гиалуроновой кислоты высокого качества, не прибегая к вивисекции животных или использованию патогенов.
В Бразилии в сотрудничестве с химической компанией Braskem Novozymes учится делать из сахара полипропилен. Объем рынка этого материала, из которого делают пластиковые бутылки и автомобильные бамперы, достигает $66 млрд. Риисгаард надеется, что к 2018 году доходы бизнеса увеличатся с нынешних $128 млн до $1,1 млрд.
Но это не значит, что Novozymes забросит свое главное дело — производство ферментов. Компания работает над составлением многофункциональных ферментных смесей. Скажем, фермент, который отмывает яичное пятно, будет бессилен против пятна жира или крахмала. Но если смешать несколько ферментов, вместе они справятся со своими пятнами даже лучше, чем каждый из них по отдельности.
В прошлом году компания начала продавать фермент, позволяющий обойтись без солода при производстве пива («Солодование, — объясняет Риисгаард, — всего лишь древний способ получения ферментов»). Продукт Novozymes сокращает пивоварням расходы на воду и отопление. Если все пойдет как задумано, Novozymes поучаствует в производстве топлива не только для автомобилей.