Как оценить инновационный потенциал той или иной компании? Самый простой и понятный способ оценки — по числу присвоенных патентов. В каждой стране собственное патентное ведомство, но тонкость в том, что все крупные компании вне зависимости от прописки регистрируют свои изобретения в США. В Америке не только самый конкурентный рынок, но и хорошо функционирующая система защиты авторских прав.
IFI Patent Intelligence (подразделение голландского медиахолдинга Wolters Kluwer) подсчитала количество патентов, выданных в прошлом году американским патентным ведомством США мировым компаниям. Рейтинг возглавляет IBM, получившая в 2009 году 4914 патентов — компания держится на первом месте уже 17-й год подряд. За ней следуют Samsung (3611) и Microsoft (2906). Среди восьми компаний, зарегистрировавших в прошлом году более 1500 изобретений, четыре из Японии, три из США и одна из Кореи. Русских компаний в рейтинге, включающем 50 позиций, нет вообще. Авторы исследования отмечают, что впервые за много лет американские компании получили в США меньше патентов, чем иностранные.
Несмотря на то что вершина рейтинга интернациональна, можно заметить, что американские компании значительно опережают иностранцев по способности извлекать из своих изобретений прибыль. По данным Worldscope, у IBM рентабельность инвестированного капитала в 2009 году составила 29%, у Microsoft — 36%, а у Intel — 10%. Показатели Samsung и Canon не превысили 10%, а у Panasonic и Toshiba оказались и вовсе отрицательными.
По доходам на полученный патент первые места занимают не самые изобретательные компании — General Electric (№16) с $11,3 млн за патент, Cisco Systems (№18) с $6,6 млн и Hewlett-Packard (№10) с $6,3 млн.