К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Конец десктопам

Конец десктопам
Он еще не настал. Но будущее персональных компьютеров для корпоративных потребителей выглядит очень сомнительным

Все компании всей компьютерной отрасли, от «гаражных» стартапов до Microsoft, готовятся к тому, что их будущее может оказаться в руках людей вроде Шона Ветстоуна.  Ветстоун — глава IT-службы рекрутинговой компании Reed Specialist Recruitment, ведущей бизнес на трех континентах. Недавно он обновил парк из 6000 персональных компьютеров компании. Обычно директора по IT заказывают новые модели Dell или HP. Но компьютеры, которые заказал Ветстоун, — это не привычные металлические ящики, стоящие у стола или под монитором. Это виртуальные компьютеры. У каждого сотрудника есть клавиатура и экран, но процессоры, которые делают расчеты и определяют, каким цветом окрасить каждый пиксель монитора, стоят далеко, в главном вычислительном центре Reed в Лондоне.

В фантастических описаниях виртуальной реальности люди не живут в реальном мире, а существуют как коды в гигантском компьютере. Аналогичным образом устроены виртуальные рабочие места в Reed. Для пользователя все выглядит так же, как если бы у него был свой персональный компьютер, но без системного блока поблизости.

Сетевое программное обеспечение требует сложной настройки. Но, с другой стороны, вместо того чтобы тратить $1000 за компьютер со свежим процессором Intel и быстрым жестким диском, компания может обойтись рабочим местом, для которого нужны только монитор, клавиатура и сетевое подключение, — это обойдется всего в $150. Кроме того, сильно снижаются расходы на обслуживание. Когда возникает неполадка, например программная ошибка на одном из компьютеров, Ветстоуну не надо посылать сотрудника техподдержки к конкретному рабочему месту. Вместо этого специалист подключается к главному компьютеру и налаживает программу на нем. Ветстоун планирует сократить расходы на технику на 20%, или $2,4 млн в год.

 

В 2010 году, вероятно, начнется крупномасштабное обновление компьютерного парка, потому что крупные компании станут переходить на новую операционную систему Microsoft Windows 7. По оценкам экспертов, в мире полмиллиарда рабочих компьютеров и в год на корпоративный компьютерный парк тратится $3 трлн. Обновление парка могло бы обернуться множеством крупных заказов на новое мощное «железо». Но не тут-то было.

Растущая отрасль виртуализации продвигает эту технологию как новое слово в компьютерной технике. Такие крупные компании, как Microsoft и Cisco, готовятся к подобному развитию событий. «Во всей компьютерной отрасли сейчас нет более горячей темы, чем виртуализация рабочих мест, — говорит аналитик исследовательской фирмы Gartner Марк Маргевичус. — Все только и спрашивают об этом».

 

Виртуализация рабочих мест — это второй акт переворота, который стартовал в начале 2000-х и затронул серверы, поддерживающие работу баз данных и веб-сайтов. Серверы жизненно необходимы для работы компании, но они большую часть времени простаивают и активно работают лишь в короткие промежутки времени. В начале десятилетия, когда новые программы позволили запустить несколько «виртуальных серверов» на одном компьютере, компании начали повальное объединение серверов. Недалеко время, когда, по оценке Gartner, половина всех серверов будут виртуальными.

Если виртуализация успешно работает на уровне серверов, почему бы не применить ее для рабочих станций, количество которых в сотни раз превосходит число серверов? Эта идея будоражит умы во многих компаниях. Wyse Technology из Сан-Хосе (Калифорния) уже 15 лет делает компьютерные терминалы, например для колл-центров. Четыре года назад компания проявила интерес к виртуализации — сейчас она уже готова к замене десктопов в таких компаниях, как Reed Specialist Recruitment, комплектами из клавиатуры и монитора (они называются тонкими клиентами, или ТК-клиентами), которые могут соединяться с удаленным сервером. Продажи растут: в 2009 году подъем, как ожидается, составит 40%, и они достигнут $250 млн.

Таркан Манер, генеральный директор Wyse, убежден, что из-за виртуализации «настольный компьютер умер и производителям десктопов придется изменить свою бизнес-модель». Логотипы компании Манера соответствуют его словам: на дверях корпоративных автомобилей Wyse красуется надпись «No PC».

 

«Тонкие клиенты» Wyse стоят от $50 до $200, Манер говорит, что со временем они могут стать бесплатными и выдаваться при подписке на услугу, как мобильные телефоны в некоторых западных странах. Похоже, он знает, что говорит: гонка в сфере виртуализации идет на рынке программного обеспечения. Две компании борются за то, чтобы стать Microsoft для виртуальных рабочих станций: VMware, которая первой вышла на этот рынок, и быстро растущая Citrix Systems.

VMware со штаб-квартирой в Калифорнии происходит из тех же аудиторий Стэнфордского университета, что подарили миру Google, Sun и Silicon Graphics. Ее рыночная капитализация составляет $17 млрд. Сравнение этой суммы с выручкой, составляющей всего $1,6 млрд, красноречиво говорит о том, как на Уолл-стрит оценивают потенциал роста и прибыльности этой компании. Citrix Systems со штаб-квартирой во Флориде начинала с компьютеров для офисов. Компания, основанная в 1989 году бывшим программистом IBM, имеет выручку $1,6 млрд и рыночную капитализацию $7,2 млрд. Борьба VMware и Citrix длится пока недостаточно долго, чтобы разрыв между ними сократился, но наблюдатели отмечают, что у Citrix есть преимущество — тесные связи с Microsoft, которая с тревогой наблюдала за тем, как VMWare заняла видное положение в дата-центрах, облюбованных самой Microsoft.

Возможный переход на виртуализированные рабочие места затронет всех участников отрасли, а не только производителей ПО для виртуализации. Каждая крупная компьютерная компания подготовила новые продукты, услуги, технологии на тот случай, если такой переход начнется. В Hewlett-Packard продукты для виртуализации раньше считали нишевыми и их продажей занимались специальные команды менеджеров. Сегодня, говорит Роберто Моктесума, глава отдела рабочих станций, эти решения есть в арсенале всех менеджеров по продажам HP. Dell заявила о том, что придерживается несколько иного подхода и предпочитает говорить о «гибких вычислениях», потому что клиенты не готовы идти по пути полной виртуализации. Для Cisco виртуализация рабочих мест — это подтверждение значимости сетевых технологий, которыми занимается компания. «Мы не считаем, что виртуализируют каждый настольный компьютер на планете, — говорит Дэвид Лоулер, вице-президент группы по виртуализации Cisco. — Но очень значительную долю».

Сокращение административных издержек ждет компании в будущем. А пока виртуальные ПК стоят на 50% дороже обычных, из-за того что приходится приобретать программное обеспечение в дополнение к Windows. По оценкам Gartner, чтобы виртуализация стала распространенной практикой, эта разница должна сократиться на 50%. Есть также проблемы с производительностью. Некоторые самые простые действия — например, просмотр видео на YouTube — хуже всего поддаются переносу на виртуальный компьютер, потому что по сети приходится в реальном времени передавать большой поток графических данных. Крупные производители программ для виртуализации, а также многочисленные стартапы в этой области усердно пытаются решить эту проблему.

Ветстоун говорит, что при переносе вычислений в Лондон отказываться ни от чего не приходится. Он предложил скептикам из технического отдела найти задачу, с которой настольный компьютер справляется, а виртуальный нет. «Конечно, это должно быть связано с работой, — говорит он. — Но никто не смог придумать задание, которое оказалось бы не по зубам виртуальной рабочей станции».

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+