Не существует безвредных сигарет, но существуют «менее вредные». Тем, кто не может избавиться от вредной привычки, они позволят жить дольше. Их уже можно купить в Канаде и во Франции, скоро они будут доступны 350 млн курильщикам в Китае. А вот на крупнейшем в мире потребительском американском рынке такие сигареты даже не ожидаются.
Все дело в соглашениях, заключенных в 1998 году между табачными компаниями и штатами США: производители обязались переводить крупные суммы в бюджеты штатов, взамен последние фактически обязались препятствовать выходу на табачный рынок новых игроков, не связанных соглашением. Крупные компании уровня Philip Morris и R. J. Reynolds заплатили огромную цену — $206 млрд, но и выигрыш оказался внушительным, ведь фактически штаты зафиксировали их рыночные доли, выведя из-под влияния конкуренции.
Жертвой этих соглашений стали не только тысячи курильщиков, но и гонконгская биотехнологическая компания Filligent. Она продает фильтр Microblue, который задерживает в сигаретном дыме токсичные вещества, но пропускает никотин и ингредиенты, отвечающие за запах и вкус. «В течение многих лет врачи считали вредным весь сигаретный дым, — говорит Скотт Баллин, директор американского Альянса за здоровье, экономику и развитие сельского хозяйства. — Но сейчас мы гораздо лучше понимаем, из чего он состоит. Что-то вредно, а что-то нет».
Только 5% из тех, кто пытается бросить курить, могут продержаться пять лет, утверждает директор Filligent Мелисса Мобрей-д’Арбела. Остальные не бросят никогда, и для них фильтры Filligent — неплохая альтернатива.
Обычные сигаретные фильтры работают как сито. Они механически блокируют все компоненты дыма — и канцерогены, и никотин. Но курильщики не могут без никотина. Если его недостаточно в одной сигарете, они закуривают следующую. В результате они вдыхают почти так же много смертельно опасных смол и нитрозоаминов, как если бы курили сигареты без фильтра.
Microblue работает по-другому. В его состав входят соединения, которые притягивают и связывают канцерогены, но пропускают никотин. «Люди ненавидят сигареты пониженной вредности, — говорит канадский дистрибьютор Эдвард Раундпойнт, пользующийся фильтрами Filligent, — но тут другое дело: вкус и никотин никуда не деваются».
Насколько эффективен фильтр? Лабораторные исследования, проведенные в Британии и США, показали, что фильтр третьего поколения уменьшает число мутаций, вызывающих рак, на 40–75%. Плюс он на 18% снижает цитотоксичность, из-за которой умирают клетки и возникают заболевания сердца. Сейчас Filligent продает фильтры уже четвертого поколения. «Мы спасаем жизни», — говорит Мобрей-д’Арбела. Ни она, ни табачный эксперт Баллин не знают других таких биохимических фильтров.
Filligent производит еще один продукт, построенный на аналогичном принципе, — антиинфекционную маску BioMask. Вирус гриппа H1N1 обеспечивает спрос, и в Filligent надеются, что продажи BioMask обеспечат большую часть ее оборота (сейчас он составляет $12 млн в год). Пока что компания, основанная восемь лет назад, работает в убыток, но рассчитывает получить первую прибыль в IV квартале этого года.
Стратегическая цель компании — захватить свой кусок мирового рынка сигаретных фильтров, который оценивается в $9 млрд. Верный способ приблизить цель — начать продажи в Китае, где, по оценкам Всемирной организации здравоохранения, от сигарет умирает 1 млн человек в год. ВОЗ пытается заставить Китай предпринять хоть какие-то шаги, вроде нанесения на пачки информации об опасности для здоровья. Согласно исследованию ВОЗ, проведенному в прошлом году, около 60% курильщиков в Китае не знают об опасности сигарет. Официальной информации еще нет, но оперативный директор Filligent Бен Фрикель уверяет, что Microblue получил «потрясающий» прием у китайских официальных лиц.
Мобрей-д’Арбела выросла в Австралии, в бедной многодетной семье. Сейчас ей 43 года, и она выглядит как редактор модного журнала. Она начинала карьеру адвокатом в Skadden Arps на Уолл-стрит, затем занималась венчурными инвестициями в GE Equity в Гонконге, а в 1999 году основала собственный фонд прямых инвестиций Maven International. Когда в 2001-м австралийский инноватор Нил Стюарт, консультировавший Maven, предложил ей коммерциализировать технологию фильтрации канцерогенов из сигаретного дыма, поначалу она почувствовала отвращение. Она никогда не курила. «Для меня это все равно что засунуть в рот выхлопную трубу автомобиля», — рассказывает Мобрей-д’Арбела. Потом она попробовала курить, чтобы узнать больше (хотя и не втянулась). Как предприниматель, она не могла упустить рыночную перспективу.
Получив инвестиции от Goldman Sachs, в 2005 году Filligent вышла на американский рынок с новым брендом Fact. Но прокуроры штатов сочли, что реклама бренда содержит «недоказанные медицинские утверждения». В результате Fact ушел с рынка: невозможно продавать менее вредные сигареты, если ты не имеешь права говорить, что они менее вредные. Предприниматель из Майами Алекс де ла Круз, продвигавший Fact в США, говорит, что потерял на этом $16 млн.
Что требуется для того, чтобы прокуроры штатов сочли медицинские утверждения доказанными? Процесс будет, вероятно, столь же трудоемким, как и многолетние исследования, которые требуются для вывода на рынок нового лекарства. «Весь смысл соглашения между табачными компаниями и штатами в том, чтобы табачные компании могли не пускать на рынок перспективные продукты конкурентов», — говорит адвокат Роберт Леви.
Ни одно правительство не захочет создавать впечатление, что оно поддерживает курение, но в данном случае лучшее, похоже, враг хорошего. Мобрей-д’Арбела планирует продавать свои фильтры по всему миру и ждать, пока американцы не потребуют их продажи в США. «Американские курильщики когда-нибудь откроют Microblue, — говорит она, — а пока что мы работаем в других странах».