Во время суда над бывшим руководителем американской компании HealthSouth Ричардом Скраши, обвинявшимся в мошенничестве, прокуроры спросили, почему его не встревожил тот факт, что продажи компании росли, а количество филиалов одновременно с этим сокращалось.
«Ну знаете, этого даже аудиторы не заметили», — нашлись адвокаты.
Очень может быть, что в будущем аудиторы — и инвесторы — будут внимательнее относиться к таким нестыковкам. Благодарить за это надо профессоров финансового учета из Университета Северной Каролины, Университета Бригама Янга и Университета Джорджа Мейсона, недавно опубликовавших свои результаты в журнале Journal of Accounting Research.
С цифрами в руках они показали, что если тенденции изменения нефинансовых показателей (вроде количества работников, площади складских помещений или числа филиалов) принципиально отличаются от динамики доходов, то отчетность компании может быть фальсифицирована.
Ничего удивительного: чтобы поддерживать рост продаж, приходится нанимать больше работников на фабрики, искать дополнительных менеджеров и арендовать все новые помещения. Оказывается, что, даже решившись на подлог, компании исправляют отдельные показатели, например выручку, а об остальных забывают.
«Многие пытались найти способ вычислять мошенников, пользуясь открытыми данными, но всегда смотрели только на финансовые показатели», — говорит один из авторов исследования, профессор Университета Бригама Янга Марк Зимбельман. «Мы же поставили вопрос по-другому: что если финансовые показатели растут, а нефинансовые — падают?»
Ответ прост: дело нечисто. Исследователи проанализировали отчеты, поданные с 1994 до 2002 года 220 компаниями, половина из которых вела дела добросовестно, а половина была уличена в мошенничестве.
Они сравнивали рост выручки с характерными для каждой отрасли нефинансовыми показателями — уровнем удовлетворенности потребителей, объемом производства, торговыми площадями, количеством филиалов или оптовых покупателей. Самым красноречивым оказался на удивление очевидный индикатор: число сотрудников.
У честных компаний соотношение доходности и общего штата менялось не более чем на 4%. У проштрафившихся компаний разница достигала 20%. «Даже зная только число сотрудников, уже можно сделать очень, очень полезные выводы», — говорит другой соавтор исследования, профессор Джозеф Брейзел из Университета Северной Каролины.
Глава компании Audit Integrity Джек Цвингли профессионально занимается оценкой вероятности того, что та или иная компания будет иметь проблемы с закономи. Для этого приходится учитывать и риски, связанные с недостоверностью учета.
«Каждый случай подлога никак не связан с остальными, поэтому нам пока не удалось найти волшебную формулу, выводящую мошенников на чистую воду, — признает он. — Что мы можем, так это проанализировать массу различных цифр и сделать вывод, что в компании сложилась определенная агрессивная культура».
Профессор Зимбельман надеется, что разработанные им и его коллегами критерии будут учтены в работе компаний вроде Audit Integrity и помогут сделать их модели более надежными.
Теперь авторы исследования, финансировавшегося американским Управлением по регулированию финансовой отрасли (FINRA), работают над созданием сайта, на котором инвесторы и аудиторы сами смогут проводить подобные оценки. Созданный ими прототип скачивает форму 10K (финансовый отчет, ежегодно предоставляемый каждой американской публичной компанией Комиссии по ценным бумагам и биржам), находит в сети подходящие нефинансовые показатели той же фирмы и сравнивает их с данными из отчета.
Разумеется, будущие фальсификаторы тоже могут извлечь урок их этих данных и заняться подгонкой соответствующих цифр. Остается надеяться, что нефинансовые показатели сложнее подделать — особенно те из них, которые рассчитываются вне компаний, вроде потребительской оценки уровня обслуживания. Как говорит профессор Брейзел, «чем сложнее жизнь у мошенников — тем лучше. Теперь им придется беспокоиться не о двух показателях, а, скажем, о девяти».