Российские власти очень недовольны уровнем потребления энергии в стране. Ситуация в этой области удручающая, сказал Дмитрий Медведев 30 сентября на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России и добавил, что «энергоемкость ВВП в разы превышает показатели развитых стран». Сегодня Государственная дума приняла в третьем чтении закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». В частности, с 2011 года он ограничивает оборот ламп накаливания и обязывает бюджетные организации сокращать энергопотребление не менее чем на 3% в год в течение пяти лет. В законе предусматриваются и меры государственной поддержки внедрения энергетически эффективных технологий. Задача, сформулированная президентом, состоит в том, чтобы снизить энергоемкость ВВП на 40% к 2020 году.
По оценкам McKinsey and Co., к 2020 году только одни США могут сэкономить за счет повышения энергетической эффективности больше $1 трлн. Для этого потребителям придется снизить нынешний уровень энергопотребления на 23%. Сложная задача? Но вполне реализуемая — компания Honeywell, например, помогает своим клиентам уменьшить счета за электричество как раз на 20%. Это приносит ей $1,6 млрд в год.
Светлая сторона тьмы
Температура в магазине Staples в Орландо поднимается до 24 градусов, и Аманда Турак начинает беспокоиться. Сидя за своим компьютером в Кливленде, она понимает, что кондиционер на крыше мог выйти из строя. Неполадку можно заметить за сотни километров — кондиционер набит диагностической аппаратурой. Аманда посылает рабочего починить сломавшийся вентилятор, чтобы электричество не расходовалось впустую и прибыль магазина не падала.
Компания Novar, в которой работает Аманда, в 2005 году была куплена за $1,5 млрд Honeywell, контролирующей энергопотребление 150 000 домов, 10 млн компаний и многих крупнейших нефтеперерабатывающих заводов. Honeywell зарабатывает на страхе перед электрическими счетами и парниковыми газами. Одна только Novar, входящая в отделение Автоматики и систем контроля (ACS), обслуживает 40 000 магазинов — это более 1% энергопотребления США. 60% продаж ACS приходится на продукты и услуги, обеспечивающие энергетическую эффективность. Линейка продуктов — от домашних термостатов за $450 до многомиллионных автоматических систем управления для нефтеперерабатывающих и химических заводов. «Их главная статья расходов — нефть и газ, — говорит директор ACS Роджер Фрейдин, — они убить готовы за лишние полпроцента эффективности».
Самым прибыльным бизнесом Honeywell остается аэрокосмическое отделение, обеспечившее 47% чистой прибыли в прошлом году, но быстрее всего развивается отделение ACS: в прошлом году его прибыль выросла на 12%, до $14 млрд — это 38% прибыли корпорации. Доходы ACS увеличились на 15% (до $1,6 млрд), аэрокосмического бизнеса — только на 5%.
Некоторые из ходов, которые применяет Honeywell, очевидны. Например, компания меняет лампы накаливания на флюоресцентные, устанавливает автоматические регуляторы работы кондиционера. Свет и вентиляция — это 80% энергопотребления розничного магазина. Даже самые простые меры уменьшают счета на 20%, говорит Фрейдин.
Умные приборы, установленные в калифорнийских магазинах Staples, сократили пиковый расход электричества на 1,5 мВт. Командный центр Novar умеет отслеживать работу приборов в 1500 магазинах сети по всей Америке. Специальная программа следит, чтобы до открытия касс в магазине были включены только несколько лампочек, и каждый день чередует их, чтобы они не перегорали. Система снизила расходы на электричество на 15% и полностью окупилась за два года. «Лишняя пара глаз, следящих за счетчиком электричества, — это просто новая жизнь», — говорит Боб Валер, менеджер по электричеству Staples.
Honeywell занимается управлением энергией с 1886 года, когда ее предшественница, Minneapolis Butz, создала первый автоматический регулятор печей. Свой знаменитый круглый термостат компания выпустила в 1953 году и с тех пор продала 85 млн штук. 15 лет назад бизнес ориентировался в основном на обеспечение комфорта и безопасности. Но цены на энергию выросли, и на первое место вышла эффективность.
Следующая большая возможность для Honeywell — это джихад против углекислого газа. По оценке McKinsey & Co., потенциальное падение спроса на электроэнергию за счет повышения эффективности может составить 17% к 2020 году. Honeywell уже участвует в «зеленой лихорадке» в Европе. На заводе Toyota в Дерби (Великобритания), попадающем под действие европейских законов по регулированию выбросов, Honeywell установила «предсказательный контроль», моделирующий влияние температуры воздуха на качество работы красильного цеха. Система нагревает или охлаждает воздух ровно настолько, насколько требуется цеху, позволяя снизить издержки на 25%.
Если энергоэффективность такая отличная штука, то почему еще не все ее внедряют? «На высшем уровне энергию всегда рассматривали как фиксированную издержку, с которой сложно что-то сделать», — говорит Дин Линдстром, глава Novar. Но добавляет, что для потребителей энергосберегающее оборудование окупается быстрее, чем использование альтернативных источников энергии вроде солнечных панелей.
Во время рецессии предварительная оплата чего бы то ни было отпугивает бизнесменов. По этой причине прибыль ACS весной 2009 года упала на 17%. Но в США есть 130 млн зданий и 6 млрд энергозатратных приборов, и их «доводка» принесет еще много денег и Honeywell, и ее конкурентам, среди которых General Electric, Siemens и United Technologies.