MD Medical Group (MDMG), владеющая российской сетью клиник «Мать и дитя», удачно провела IPO на Лондонской бирже. Основа деятельности «Мать и дитя» — акушерство, гинекология и ведение родов. А единственный собственник компании — главный акушер-гинеколог Москвы Марк Курцер.
Одна акция (равна одной GDR) в рамках IPO была оценена в $12, что соответствует рыночной капитализации компании в $900 млн. MDMG продала новых акций на $150 млн. Часть своих акций — на сумму около $162 млн (сумма с учетом опциона банков-андеррайтеров, которые имеют право приобрести несколько процентов компании) продал и сам Курцер. Начало торгов GDR в Лондоне намечено на ближайшую среду, 17 октября.
Уже за несколько дней до завершения road show Марк Курцер практически не сомневался в успехе: книга заявок заполнена, признавался он Forbes, а большинство из десятка инвесторов — россияне. Впрочем, говорил он, иностранцы тоже выражали интерес — например, компанией интересовался один из чилийских пенсионных фондов.
«Мать и дитя» — самая молодая из крупных медицинских сетей России. Ее основу составил Перинатальный медицинский центр — первый и пока единственный в Москве частный роддом, открытый Курцером в 2006 году. Подготовка к проекту началась намного раньше: еще в 2001 году правительство Москвы своим постановлением выделило для строительства участок 1,3 га возле государственного Центра планирования семьи (Курцер тогда был там главным врачом). Строительство началось в 2003 году и завершилось в конце 2005-го.
Как рассказал Forbes Курцер, Перинатальный центр строился за счет кредита, предоставленного Сбербанком, — это были два транша по 1 млрд рублей каждый. По словам Курцера, составлять бизнес-план будущего роддома ему помог Рубен Варданян, основатель «Тройки Диалог». Кредит Сбербанка был возвращен к 2010 году, а Перинатальный медицинский центр к этому моменту, благодаря удачному местоположению и широкой известности Курцера как врача, достиг почти 100-процентной заполняемости.
В 2011-м Курцер решил расширить сеть и начал покупать клиники, специализировавшиеся на женском здоровье, с которым Перинатальный центр уже давно сотрудничал. Именно тогда его сеть получила название «Мать и дитя». На скупку 9 клиник (5 из них в Москве) MDMG, по данным отчета к IPO, потратила 502 млн рублей.
В том же году Курцер, взяв кредит на 2,9 млрд рублей в ВТБ, начал строительство нового роддома в Подмосковье — в деревне Лапино неподалеку от станции Перхушково (Одинцовский район). По площади (42 000 кв. м) он на треть больше Перинатального медицинского центра. Открытие этого роддома намечено на ноябрь этого года, а его специализация родами не ограничивается. «В районе нет ни одного травмпункта, — говорил Курцер Forbes. — Мы заполним и этот пробел».
Частная медицина в России началась с тех областей, где, с одной стороны, не нужны большие стартовые вложения, а с другой — хуже всего обстоят дела в соответствующем государственном секторе, констатирует директор Cegedim Strategic Data Давид Мелик-Гусейнов. Самые яркие примеры — частная стоматология и рынок лабораторных исследований. Акушерство, говорит Гусейнов, на противоположном полюсе, государство здесь практически единственный игрок, а стартовые условия сложны — нужно, в частности, получить целый ряд лицензий и соблюсти множество условий при строительстве. Поэтому другие игроки не торопились инвестировать в эту сферу.
Так, у Европейского медицинского центра, одного из крупнейших игроков на рынке частной медицины, есть целая цепочка услуг «вокруг» рождения ребенка — центр женского здоровья, пренатальный центр, детские врачи. Однако своего роддома нет. «Организация роддома — технологически слишком сложный процесс», — объяснил Forbes совладелец ЕМЦ Игорь Шилов.
Основатель ОАО «Медицина» Григорий Ройтберг тоже не собирается расширять сферу предоставляемых компанией услуг за счет родовспоможения. Между тем эта сфера — довольно прибыльная. Cedegim оценила «скрытую рентабельность» государственных роддомов — с учетом лишних койко-дней, выписанных, но неиспользованных препаратов и других манипуляций — примерно в 30%. Доля родовспоможения составляет, по разным данным, 5-7% от всего рынка медуслуг, который аналитическая компания Frost & Sullivan оценивают в 480 млрд рублей.
К потенциальной востребованности услуг родовспоможения добавились субъектвные факторы. Создавая Перинатальный медицинский центр, Курцер был уже очень хорошо известным врачом: коллеги отмечают его вклад в пропаганду так называемых органосберегающих операций (в данном случае — гинекологических операций, при которых удается сохранить матку), снижение смертности рожениц в Москве и оснащение роддомов современным оборудованием. Он очень много оперировал и имел огромное количество учеников. При этом услугами Курцера пользовались многие известные и влиятельные люди — «все у него рожали», объясняет один из коллег, без этого организовать бизнес было бы непросто. Таким образом Курцер оказался человеком, шансы которого на коммерческий успех в сфере акушерства и гинекологии были максимальными.
Подробнее про жизнь и бизнес Марка Курцера читайте в ноябрьском номере журнала Forbes.