Yahoo обвинила Facebook в нарушении интеллектуальных прав. Газета The New York Times, первая сообщившая об этой истории, пишет, что Yahoo требует лицензионных отчислений за 10-20 патентов. Точного списка нет, однако из слов знакомых с ситуацией источников американского издания следует, что речь идет о широком спектре технологий, часть которых может лежать в основе бизнеса Facebook. Претензии Yahoo стали полной неожиданностью. До сих пор казалось, что патентные разбирательства интересуют исключительно производителей смартфонов и мобильных операционных систем.
Момент для начала патентных ссор Yahoo выбрала крайне удачно. Facebook сейчас готовится к своему «звездному» размещению на фондовой бирже, в ходе которого компания рассчитывает на оценку в $100 млрд (в пять раз больше капитализации Yahoo). Патентный шум — явно не то, что требуется в преддверии IPO социальной сети, и компания, весьма вероятно, может не захотеть доводить дело до суда. «Yahoo связалась с нами и позвонила в The New York Times фактически одновременно. У нас пока не было возможности ознакомиться с их требованиями», — отметила пресс-служба Facebook.
Yahoo находится в затяжном пике все последнее десятилетие. Некогда крупнейшая интернет-компания мира последовательно не смогла воспользоваться двумя главными возможностями нового века — бурным развитием поиска и контекстной рекламы и появлением социальных сетей. И хотя Yahoo до сих пор владеет одним из самых популярных сайтов в мире, извлечь из высоких показателей посещаемости прибыль у нее категорически не получается: финансовые результаты ухудшаются от квартала к кварталу. В результате Yahoo постоянно сотрясают перестановки в топ-менеджменте. Совсем недавно у компании вновь сменился CEO. Кроме того, Yahoo в январе покинул ее основатель Джерри Янг.
На фоне тотальной неспособности Yahoo приспособиться к новой реальности ее претензии к одной из самых инновационных веб-компаний современности будут восприняты интернет-сообществом крайне негативно. Достаточно посмотреть на заголовки прессы: в широком ходу слова «отчаяние», «позор» и «бесчестье». Но публичный имидж Yahoo, кажется, волнует не слишком сильно. «Yahoo чувствует ответственность перед владельцами, акционерами и сотрудниками и намерена до последнего защищать свою интеллектуальную собственность. Мы будем настаивать на том, чтобы Facebook начал платить нам отчисления за использование запатентованных нами технологий. В противном случае нам придется обратиться в суд», — заявил представитель Yahoo.
Примечательно, что Yahoo однажды уже провернула точно такой же трюк с Google. Незадолго до размещения Google в 2004 году Yahoo обвинила компанию Сергея Брина и Ларри Пейджа в незаконном использовании рекламной модели «pay per click» — краеугольного камня бизнеса поисковика. За несколько недель до выхода на биржу Google удалось урегулировать спор, передав Yahoo несколько миллионов своих акций.
Пока неясно, станет ли новый выпад Yahoo в отношении Facebook разовой акцией или произошедшее стоит расценивать как новую бизнес-стратегию руководства портала. В последнем случае у Yahoo неплохие шансы существенно усложнить жизнь очень многим. Аналитики IEEE Spectrum оценивают патентное портфолио Yahoo как самое мощное во всей интернет-индустрии. Будучи одним из пионеров World Wide Web с момента своего основания, Yahoo успела скопить 1100 патентов, и еще свыше 2600 ожидают одобрения регуляторов. Многие из этих технологий — части ДНК современного интернета.