Антон Носик о своем возвращении в SUP Media, планах на будущее и перспективах ЖЖ
Известный блогер и интернет-эксперт Антон Носик возвращается на работу в компанию SUP Media. Носик уже работал в компании с 2006-го по 2008 год в позиции руководителя службы блогов. На сей раз он займет должность медиадиректора. О том, зачем он возвращается в проект, из которого однажды ушел, о планах на новом посту и о том, как возродить былую славу ЖЖ, Антон Носик рассказывает в интервью Forbes.
— Что стало с «Супом» за время вашего отсутствия? Не кажется ли вам, что дела у компания идут неважно?
— Нет. Мне кажется, что там все очень сильно по-другому. Пять лет назад мы создавали стартап, у которого был один контракт с Калифорнией на обслуживание кириллического сегмента ЖЖ. Сегодня мы имеем медиахолдинг, у которого 10 разных брендов контентной и сервисной направленности, очень друг на друга непохожих, — ЖЖ, «Чемпионат.ру», «Фанат.ру», «Газета.ру», автомобильный портал, туристическая служба, рекламное агентство +Sol. Это очень диверсифицированные медийные активы, у каждого из них своя судьба, свои потребности и возможности. И пришло время задуматься о том, как все эти ресурсы могут быть друг другу полезны.
— Но ведь об этом можно было задуматься и раньше.
— Безусловно, у них интеграция в смысле менеджмента и логистики есть. Выбрать одно помещение, в котором разместились ЖЖ, «Газета.ру», «Чемпионат.ру», рекламное агентство, туристический портал, — это очень небанальная задача, и она успешно решена. Сейчас, очевидно, требуются дополнительные помещения (в понедельник офис переезжает на Малую Дмитровку). Реально заложен рост, есть переговоры о возможных приобретениях интернет-проектов.
Все эти годы мы довольно регулярно обсуждали компанию, что с ней творится. Но сейчас есть много разных задач, требующих интенсивного в них участия, поэтому, само собой, появилась мысль оформить наше сотрудничество.
— А кто сделал вам предложение вернуться в «Суп»? Акционеры?
— Позвали меня [президент и гендиректор SUP Media] Аннелис ван ден Бельт и Лилия Омашева. Я могу себе представить, что с акционерами это назначение согласовано.
— Какие задачи перед вами поставили?
— Стратегия. Как это все может жить, чтобы конфигурация этой компании служила ее конкурентным преимуществом. И отдельный блок вопросов связан, конечно, с Живым журналом.
— Что вы планируете менять в «Супе» в целом и в ЖЖ в частности?
— Я с огромным удовольствием через год приму лавры за все, что будет сделано. Но сегодня записывать в свой актив все то, что предполагается за год сделать с Живым журналом, с моей стороны было бы наглостью, потому что есть Илья Дронов, у которого масса идей и планов по изменениям в ЖЖ, приведению его к уровню интернет-сервиса 2012 года с сохранением всего того прекрасного, что туда было заложено с 1999 года. Когда пользуешься Google+, начинаешь уважать мощь «Живого журнала» как издательской платформы и осознавать важность сохранения всего того, за что мы его любим и ценим.
— Например, чего не хватает в Google+?
— Нельзя запустить голосовалку, сделать картинку, которую бы текст обтекал, сделать гиперссылку со слов на какой-то интернет-адрес. Нет тегов, поля заголовок. ЖЖ имеет огромное технологическое превосходство как платформа для создания, верстки, публикации и дистрибуции текстов перед практически всеми блогхостинговыми платформами. Для того чтобы эмулировать тот функционал, который в ЖЖ доступен бесплатно, с помощью самой популярной автономной блогплатформы Wordpress, вы просто замучаетесь прикручивать плагины.
По большому счету ЖЖ — это чудовищная по своему объему возможностей площадка для авторской самопубликации. Но при этом все говорят, что ЖЖ устарел, что Facebook — это современно, а ЖЖ — нет. Есть вещи, которые мы сделали в ЖЖ, но пользователям они не нравятся, их тоже надо убрать.
— Но ведь некоторые вещи, которые не очень удобны пользователям, вводятся для увеличения рекламных доходов.
— Для меня, безусловно, аксиома состоит в том, что удобство пользователя должны иметь приоритет. А если удобства пользователя вступают в неразрешимый конфликт с существующими методами зарабатывания компанией денег на этом ресурсе, то, значит, нужно найти такие способы зарабатывать, которые не бесили бы пользователя.
— У пользователей есть претензии к тому, с какой скоростью работает ЖЖ.
— Совершенно верно. Это привет из 1999 года. Тут реально надо признать, что движок ЖЖ не рассчитывался на такие нагрузки.
— ЖЖ еще ругают за то, что он не умеет квалифицированно отражать ddos-атаки.
— Когда будут всех так атаковать, мы посмотрим. Все люди, которые понтуются тем, что нас дидосили, а мы отбились, — это пустая похвальба. Какие меры противодействия атакам более эффективны, чем те, которые применяли до сих пор, — это отдельная тема для технических специалистов. Это не тема для публичного обсуждения. Мы посмотрим, как ЖЖ справится с [новыми] атаками.
— А что вы все-таки планируете менять в ЖЖ?
— Есть огромный план изменений практически всех аспектов (технических и интерфейсных) функционирования ЖЖ. Цели, которые ставятся, — расширение возможностей пользователя по настройке, управлению, повышению скорости доступа, пропускной способности, устранение ограничений, связанных с морально устаревшими технологиями, которые не справляются с сегодняшними нагрузками. Это очень серьезная работа по серверной части, в том числе в Калифорнии, — по хостингу, по архитектуре, по платформе.
— А по функционалу изменения будут в сторону социальных сетей?
— Нет, вопрос не в том, чтобы дать нашим пользователям чатиться. Первую попытку прикрутить чат сделал еще Брэд [Фитцпатрик, основатель Livejournal], когда интегрировал Gizmo, а в 2008 году пытались интегрировать чат Microsoft. Речь не идет о том, что осовременивание ЖЖ — это попытки всевозможными средствами изобразить из себя Facebook. Мы любим ЖЖ таким, какой он есть. Это место, где один человек может написать, а тысячи других — его прочитать. Это не то место, где мы предполагаем увидеть чаты между пользователями как новую форму активности. ЖЖ — это площадка значительно более медийная.
— Есть план вернуть в ЖЖ часть медиасообщества, которая перешла на другие площадки?
— Я такой части не вижу. Я вижу, что какие-то люди, попробовав вести блоги, утомились и перестали этим заниматься. Если мы посмотрим общую статистику любых блогхостингов, там 90% заброшенных аккаунтов именно по этой причине — не всякому есть, что рассказывать о себе каждый день на протяжении многих лет. Вообще, медиа оцениваются не по количеству авторов, а по количеству читателей. В этом отличие ЖЖ от того же Facebook.
— Но за автором уходят и читатели
— Совершенно верно. Это бы произошло и с ЖЖ, если бы существовала альтернатива. Как мы можем заметить, альтернативы не существует, и, кроме Евгения Гришковца, до сих пор никто никуда не ушел.
— А Навальный или другие популярные блогеры, которые переходили на Google+ во время атак на ЖЖ? Они говорили: сколько можно терпеть…
— Это и я говорил. У меня, знаете ли, 22 500 подписчиков в Google+ и 45 000 в Twitter. Но, как вы можете заметить, никто никуда не ушел. Как только ЖЖ вернулся к нормальной работе, все оказались там же.
— Платформа нестабильная, а Facebook и «ВКонтакте» могут этим воспользоваться
— Они абсолютно не в состоянии стать альтернативой, потому что у них нет функционала блогхостинга. Facebook такую вещь прикрутил более трех лет назад, она называется Notes. Ну и что? Кто-то там пишет? Чего-то читает?
— А Google+?
— Я им пользуюсь с удовольствием. Но у меня возникает ощущение, что я пересел со спортивного велосипеда на детский трехколесный.
— Не кажется ли вам, что читатели устали от длинных текстов в интернете и лучше воспринимают короткие сообщения?
— Этим любили нас пугать 12 лет назад в связи с sms, речь шла о появлении нового языка. Но тот же Twitter не стал медийной площадкой, которая бы близко лежала с ЖЖ.
Все, что ты написал на площадке, не заточенной под блогхостинг, слилось в унитаз и забылось даже не завтра, а через час. Через час там другие смайлики, другие дни рождения, статусы друзей и т.д. ЖЖ — место, где посты, написанные в 2001 году, читаются в 2011-м с интересом, линкуются, обсуждаются и живут своей жизнью.
— Давайте поговорим про аудиторию, которая у ЖЖ не растет и временами даже падает.
— Это неправда, очень некорректный способ интерпретации графика посещаемости. Если взять график, по которому был сделан вывод о катастрофическом падении аудитории с января по август на 26%, и посмотреть, как сравниваются январь 2010 года с январем 2011 года, то можно заметить, что аудитория очень даже растет. Но, разумеется, любые возможности дополнительного роста аудитории стоят того, чтобы над ними думать и работать. Это важное направление для того, чтобы актуализировать ЖЖ, сделать так, чтобы любой отдельный пост читало больше народу.
— Как это сделать?
— Есть много возможных действий, на это направленных. Например, решение проблемы спама, который понижает видимость всем — осмысленным авторам, комментариям и постам. Есть механизмы, которые продумываются и внедряются. Но это война на уничтожение, где задача спамеров состоит в том, чтобы уничтожить ЖЖ, а у ЖЖ — наоборот.
— А что еще?
— Борьбу со спамом можно переформулировать иначе — сделать более видимыми тех, кто этого заслуживает. Тут я не готов раскрывать планы Дронова, так как впереди у нас презентация его планов на 2012 год. Но одно слово готов обозначить сегодня — это «карма». Это некоторый механизм появления у пользователей определенных репутаций, которые основаны на опыте их общения с другими пользователями. Русские примеры того, как выглядит работающая карма, — это dirty и habrhabr, где из пользователей выстраивается некая иерархия. Это разнообразные механизмы выделения из общей массы, они позволят быстрее находить больше интересного в ЖЖ, чем с помощью френдленты и рейтингов.
— Если ЖЖ будет больше заниматься Дронов, то что вы будете менять в «Супе»?
— Я собираюсь принимать самое активное участие в преобразованиях, которые придумал Дронов.
— А что вы придумали?
— Я же начал с того, что мне надо разобраться. Я не прихожу в «Суп» с программой его спасения от чего бы то ни было. Я прихожу с твердой уверенностью, что можно сделать 2012 год для этой компании годом сумасшедшего роста и использования не задействованных на данный момент возможностей.
— Летом появлялись сообщения о переговорах владельцев «Супа» с Yahoo. Компания находится в предпродажной подготовке?
— Про переговоры с Yahoo я знал за год до появления публикации, поэтому информация показалась мне сильно устаревшей. О более недавних переговорах мне просто не известно.
Если бы задача акционеров «Супа» состояла в том, чтобы сделать компанию более привлекательной для портфельного инвестора, то тогда нужно было бы резать косты — повыгонять народ и в результате получить тот же объем проданной рекламы при меньших затратах. Для такого рода предпродажной подготовки я вообще не нужен.
Вообще, проблема «Супа» состоит не в том, как поменьше тратить денег, а в том, как их побольше зарабатывать и, как следствие, побольше стоить. А больше стоить интернет-компания не может без притока пользователей и роста пользовательской активности. Для стратегических инвесторов мы тем ценнее, чем больше у нас пользователей.
— Вас ориентируют на то, что хотят привлечь такого инвестора?
— Я вчера получил предложение стать медиаменеджером «Супа». Понятно, что есть ограниченный набор шагов, который был согласован на первой встрече. Тема предпродажной подготовки и вообще продажи на этой встрече не обсуждалась.
— Какие планируются инвестиции в развитие и реформирование «Супа»?
— К этому вопросу я не готов. Для этого есть акционеры. Я люблю ориентироваться на пессимистический сценарий, исходить из того, что у меня на руках не будет ничего сверх имеющихся ресурсов.
— А на сколько у вас будет подписан контракт?
— В проекте трудового соглашения, который я только что получил по почте, предложена такая формулировка: Настоящий Трудовой договор заключен на неопределенный срок: начало действия Трудового договора — 17 ноября 2011 года. Она меня устраивает.
— За вами слава стартапера. Каково вам возвращаться в компанию, которую создавали?
— Мне 46-й год и я первый раз в жизни нанимаюсь в проект, из которого однажды ушел. Безусловно, мне это видится как стартап. Я не воспринимаю «Чемпионат.ру», «Газету.ру» и ЖЖ как носителей единой стратегии. У каждого из них есть свои задачи, а общей цели нет. Ее нужно формулировать с нуля и, если это получится, будет очень круто.