Директор по маркетингу Rovio Питер Вестербака.
Директор по маркетингу финской Rovio Mobile Питер Вестербака приходит на встречу со мной в толстовке с рисунком из Angry Birds. Rovio Mobile выпускает эту приставучую игру, в которой вы напускаете мстительных птичек на жадных свиней. Вестербака взял себе прозвище Могучий Орел — одной из таких птиц, которая уничтожает все, к чему только прикасается.
Angry Birds, подобно птичьему гриппу, распространяются по всему миру. Прямо при мне Вестербака проверяет свой Twitter, где обнаруживает фотографию двоих детей в набедренных повязках из племени ягуа в Перу, которые играют в Angry Birds где-то в джунглях Амазонии.
Признание китайских «пиратов»
Игра Angry Birds была загружена уже 250 млн раз, а еще три месяца назад — всего 100 млн раз. Каждый месяц в нее играет 50 млн человек. В некоторые дни игроки в общей сложности проводят 200 млн минут за обстрелом свиней на своих iPhone, iPad, Android и персональных компьютерах. Загрузить игру стоит $0,99 ($4,99 для iPad), и выходит она в 40 версиях с 300 уровнями, большая часть из которых бесплатна. Это самое популярное платное приложение за всю историю, занимающее первое место в 80 странах. За доллар-другой можно загрузить нового героя или купить одну из миллиона мягких игрушек, футболок или шлепанцев с символикой Angry Birds. К тому же, теперь Angry Birds — один из самых подделываемых брендов в Китае. По популярности среди «пиратов» они уступают лишь Disney и Hello Kitty от Sanrio.
Вестербака пунктиром обозначает дальнейшие цели компании: художественный фильм, парк аттракционов, настольная игра, игра для социальных сетей, хлопья, справочник, IPO и волшебные стикеры, которые можно сканировать с помощью телефона, чтобы загрузить новые уровни. «Мы полагаем, что сможем достичь миллиарда загрузок к концу следующего года», — говорит Вестербака, будто бы мимоходом. И добавляет: «Мы станем ведущим развлекательным брендом в Китае к 2012 году, обогнав по популярности Disney». Rovio уже снимает сериал из коротких мультфильмов, которые поведают, почему птицы так злятся на свиней. К тому же, компания приобрела анимационную студию Kombo и готовит полнометражный фильм.
С точки зрения финансовых показателей, такие планы представляются несбыточными. Общий доход Rovio за январь-март 2011 года составил лишь $20 млн, а Disney ежемесячно вкладывает в три раза больше в строительство парка аттракционов площадью в 400 га в Шанхае. Rovio создала талантливую игру, признает источник в Disney. Но он сомневается, что компании удастся достичь серьезных результатов на кинорынке.
Дорога к успеху
У Rovio ушло 8 лет на создание успешной игры, он сделал 51 попытку. В 2003 году 29-летний программист Никлас Хэд выиграл конкурс в Хельсинском университете на создание многопользовательской мобильной игры для одного из самых первых смартфонов Nokia. Спустя год он решил создать компанию по производству таких игр и назвал ее Relude. Его идею поддержал Вестербака, который в то время работал в Hewlett-Packard и помогал организаторам конкурса Nokia.
В эту компанию Никлас позвал своего двоюродного брата Микаэла, который стал исполнительным директором. Первый год они преимущественно работали по субподрядам, а затем решили переименовать компанию в Rovio и убедили отца Микаэла Каджа, успешного предпринимателя, инвестировать в их стартап €1 млн. Но вскоре Микаэл разругался с отцом из-за стратегии развития компании и уволился, а Никлас остался. Rovio разрабатывала игры для Electronic Arts, Namco и Real Networks, не прикладывая особых усилий к их распространению, и медленно шла ко дну. К зиме 2006 года компания была на грани банкротства, число ее сотрудников сократилось почти в пять раз — с 50 до 12 человек.
Но в январе 2006 года, когда Стив Джобс представил первый iPhone с сенсорным экраном и удобным интерфейсом, Никлас убедил Микаэла вернуться в Rovio и разработать мобильную игру для этого нового устройства, которая впоследствии получила название Angry Birds. Микаэл согласился инвестировать в этот проект €25 000, затем сумма инвестиций увеличилась в 4 раза.
Главный дизайнер Rovio Йаакко Иисало сделал наброски сотен героев, пока в марте 2009 года не нарисовал наконец злобную птицу, в честь которой и была названа игра. В какой-то момент разработчики поймали себя на том, что сами не могут оторваться от этой игры. Птицы получили разные цвета, издавали вопли и были наделены разными способностями: ускорением, умением нести взрывающиеся яйца в воздухе и т.д. А чтобы оправдать злобность птиц, разработчики добавили свиней, которые пожирали яйца.
Выпуск Angry Birds сначала утонул в предпраздничной суете декабря 2009 года. В течение первых трех месяцев эта затея казалась очередным провалом. Но в феврале 2010 года Apple согласилась представить игру на первой странице своего магазина приложений AppStore, Rovio разместила на YouTube мультфильм о своих свиньях и птицах, а также представила бесплатную урезанную версию игры и 42 новых уровня. Благодаря этому за три дня Angry Birds подскочили в AppStore с 600-го места среди самых загружаемых приложений на первое.
Не игра, а шоу-бизнес
В марте 2011 года Rovio получила $42 млн от венчурных фондов Accel Partners и Felicis Ventures и основателей Skype. Rovio намерена использовать эти средства для развития на новых рынках и превращения своих кругленьких птичек в культовых персонажей, сопоставимых по популярности с героями мультфильмов Disney. Это амбициозная задача для компании, которая еще полтора года назад была на грани банкротства. «Все равно что изобретатель кубика Рубика захотел бы сделать свою компанию публичной», — смеется аналитик по производителям игр Wedbush Securities Майкл Пачтер.
Но если братья Хэды не станут новым Диснеем, они могут продать свою компанию за приличную сумму. Так, в октябре 2010 года японский разработчик игр DeNA приобрел компанию Ngmoco (создатель игр Rolando и Topple) за $400 млн, оценив ее в 13 показателей выручки, а сама Disney приобрела создателя игр для Facebook Playdom за $763 млн — 9 показателей выручки.
Если использовать такие мультипликаторы, Rovio можно оценить в $0,7-1 млрд. Но Rovio явно рассчитывает на большее и намерена извлечь максимум выгоды из своей игры. Компания наняла бывшего председателя Marvel для создания своего первого полнометражного фильма, а Вестербака уже ведет переговоры с директорами киностудий в Каннах. Это уже не игра, а шоу-бизнес.
фото: Fotobank/Getty Images